на главную страницу

 
 

   Уникум. 1998. №8. С.24-25.

"А БЫЛ ЛИ МАЛЬЧИК?"

Некоторые размышления по поводу кредитных билетов 1918/19 гг.

Кичигин П.М.

 

О выпуске общегосударственных кредитных билетов образца 1918/19 года, заказанных Временным правительством Керенского в США (фирма American Bank Note Company). Известно очень мало. Собственно говоря 3 из 7 купюр выпуска известны очень хорошо. Это 50 копеек, 25 и 100 рублей, использованные некоторыми правительствами Сибири и Дальнего Востока.

По версии Н.Кардакова (а ее придерживаются все авторы пишущие на данную тему), банкноты в 50, 250, 500 и 1000 рублей просто не успели поступить в Россию. Тогда куда же они делись? Остались в США? Ерунда. В США остались только образцы и использованные Н.Кардаковым для иллюстраций в своем каталоге. Не верите? Допустим общепринятая версия верна. Узнав о падении правительства Керенского, правление компании  задержало  отправку продукции. Потом, после победы большевиков,  их уничтожили и все. Хорошо, но не выдерживает критики. Представьте себе ситуацию: на складах компании долгое время находятся миллионы банкнот (уже оплаченные). В Россию их отправлять нельзя, держать на складе накладно. Просто так взять и уничтожить нельзя: правительство США до конца 20-х годов не теряло надежды на восстановление "законной" власти в России. И вот представьте, что компания и правительство начинают долгую переписку о судьбе заказа. При уровне бюрократии в США того времени можно предположить что она затянулась на годы. Скрывать ее не было смысла и она непременно стала бы достоянием гласности. Этого не наблюдается, следовательно ее, как и залежей банкнот на складах, просто не существовало. Второй аргумент против "американской"' теории: при уничтожении такой массы бумаг,  часть их непременно

"уплыла" бы в руки коллекционеров. Однако и этого не наблюдается. Даже в каталоге А.Пикка, в сноске указано что банкноты относятся к категории RR, то есть особенно редких. Сравните с невыпущенными бонами "Государства Российского" 1919 и вопросов не возникнет. Итак, остается признать что банкноты были отправлены в Россию и благополучно прибыли на место. Где же они? Вероятно, по дороге в центральную Россию, были сняты с одного из поездов и где-то спрятаны. Уничтожать такой ценный "товар" в то время или позже никто бы не стал. 200 рублевые облигации, например, (кстати, выпущенные той же American Bank Note Co.) применяли в качестве денег и Колчак и Сибревком. Причем последний использовал не только сами облигации, но и мельчайшие купоны к ним. И вот представьте себе: правительство (неважно какое) уничтожает добротные деньги с весьма нейтральной символикой (орла без корон признавали и большевики и белогвардейцы) и печатает свои, используя клише "ручной" работы и оберточную бумагу. Тоже ерунда. Мне возразят: возможно состав с деньгами разгромили из внезапного прорыва и деньги погибли.  Ерунда вдвойне:  в этом случае мы имели бы их сейчас в несколько раз больше упомянутых бон  "Государства  Российского", так как наш народ такое добро бы не бросил, в крайнем случае пустив бы на оклейку сундуков или самокрутки. В последнем случае легенды о массовой "раскурке" тысячерублевок  гуляли  бы  из уст в уста по Сибири до сих пор. Представим, что деньги были доставлены не во Владивосток, где было неспокойно, а в Шанхай.  Не может быть:  китайцы непременно  пустили  бы  их  в оборот ничуть не смущаясь русскими надписями. Царские купюры ходили в Северном Китае до 30-х годов. Атаман Семенов ими попользоваться тоже не мог: иначе не стал бы выпускать кустарно свои деньги.

Существует еще один вариант: купюры "слямзили" отступавшие белочехи вместе с золотом Колчака, но он маловероятен, так как деньги непременно всплыли бы в Европе или были бы брошены во Владивостоке. Экзотический вариант топки купюрами паровозных котлов интересен только для писателей. Отпечатанные на бумаге идентичной, той на которой печатаются американские доллары, деньги эти горели бы из рук вон плохо.

Итак остается только одно: «американские" кредитные билеты в России или Казахстане, причем зарыты где-то по трассе крупной железной дороги, существовавшей в то время, не доезжая Омска (столицы Колчака). БАМ, естественно, отпадает. Мне возразят, что купюры эти за 80 лет, конечно же, превратились в труху. Сомневаюсь: их перевозили из США морем, следовательно они упакованы в тару исключающую попадание воды. А если влага на них не попала, то лежать им и лежать хоть до второго пришествия. Ищите господа!

Меня спросят: а зачем их искать? Кому нужны эти старые бумажки? Простите меня, но обычнейшие 100 рублей того же выпуска стоят по каталогу Пикка 3 доллара США. А очень редкие? Некоторые из банкнот США (не самые редкие), примерно тех же лет выпуска, стоят на аукционах до 5 - 10 тысяч тех же "зеленых". Уточняю: за одну штуку. Посчитайте-ка столбиком.

Кстати, об аукционах: недавно, пролистывая один ив аукционных каталогов США, я наткнулся на фотографию акции Maxwell Land Grant Railway Company (Нью-Мексико), отпечатанной уже знакомой нам фирмой в 1898 году. На этой акции помещено изображение сидящей женщины идентичное центральной фигуре 100 рублевой купюры "нашего выпуска"! Это свидетельствует только об одном: адепты теории, заключающейся в том, что американцы "не уложились" в срок из-за трудностей с разработкой дизайна, не правы. Американские граверы преспокойно собрали клише из уже готовых (и давно) типовых деталей. Вероятно, если покопаться, можно найти и остальные фигуры. Виньетки и прочее применяются ABNC для массы банкнот, акций и облигаций до сего дня. Кстати, напечатать и доставить облигации-то они успели!

Вообще-то можно предположить и еще одну возможность. Недостающие банкноты вообще не были напечатаны. В этом случае, с учетом всех инфляции и процентов (не говоря о штрафе за невыполнение заказа) США должны России кругленькую сумму.

Кичигин П.М.

 

Уникум. 1998. №8. С.24-25. 

 

 


; Цены на деньги России