на главную страницу

 
 

    Петербургский коллекционер №4(21) 2002. С.13-17

Деньги Северной Армии Ноябрь 1918 г.

Ростислав Николаев

 

 Реальный рабочий на казначейском билете?

 

The article is devoted to some rare banknotes from the period of first years of Soviet pover Depicted persons had real phototypes.

 

После победы в гражданской войне советское правительство решило отразить победу народа на денежных знаках. Для изображения на бумажных денежных знаках было решено вместо ликов царей поместить портреты конкретных людей труда - крестьянина, рабочего и красноармейца. Еще в 1922 году руководство Гознака поручило работавшему на 2-ой Московской фабрике Гознака И.Д.Иванову-Шадру - сыну плотника из Шадринского уезда Екатеринбургской губернии, сделать эскизы для проектируемых новых денежных знаков и почтовых марок. Будучи скульптором, Шадр решил вместо рисунков вылепить фигуры крестьянина, рабочего и красноармейца, с которых можно было бы сделать фотографические снимки и помещать на купюрах в различных ракурсах.

Поэтому на денежных знаках был изображен крестьянин - Порфирий Петрович Калганов на пятнадцати тысячах рублей 1923 года, крестьянин-сеятель - Киприян Кириллович Авдеев на трех червонцах 1924 года, красноармеец на двадцати пяти тысячах рублей 1923 года, т.е. тот же крестьянин, но молодой. Как писал в журнале «Советский филателист» (1924, №11-12, с. 37) Ф. Яковлев: «Фигура красноармейца вполне национальна. Изображает она 20-летнего Ванюху, с полуоткрытым ртом, совершенно еще не искушенного жизнью, а живущего казармой, привыкшего слушать приказания своего начальства и быть всегда начеку. Красноармеец вышел до того удачен, что т. Троцкий в Москве, подойдя к фигуре, потрепал ее по щеке и сделал одобрительное замечание». «Фигура же рабочего, - отмечал тот-же Яковлев, - производит какое-то странное впечатление - она вся из глубоких складок кожи и мускулов. Это, по объяснению самого И.Д. Шадра, рабочий не русский, не английский, не немецкий, а есть символ международного рабочего, содержащего в себе разноплеменные черты».

На лицевой стороне казначейского билета в 3 рубля золотом образца 1924 года были изображены лежащие читающий рабочий и слушающий крестьянин, и билет поэтому получил в народе прозвище «два лентяя», а на лицевой стороне казначейского билета в 5 рублей золотом образца 1924 года был изображен трактор, и поэтому билет в народе стал назваться «трактором». По всей видимости, такие названия не понравились кому-то в Народном Комиссариате финансов СССР, ибо в отличие от червонцев, которые являлись денежными купюрами Государственного банка СССР и потому назывались «банковыми билетами», казначейские билеты выпускались «казной», т.е. Наркоматом Финансов и потому именовались «казначейскими билетами». Если на банковых билетах ставилась подпись членов правления Государственного Банка, то на казначейских билетах ставилась подпись Наркома и кассиров Наркомата финансов СССР.

Художники Гознака получили задание разработать новый внешний вид трех- и пятирублевых билетов, на которых помимо наименования номинала купюры на языках народов СССР - русском, украинском, белорусском, грузинском и татарско-тюркском, требовалось поместить новые изображения. На трехрублевом билете было помещено текстовое изображение, а на пятирублевом - билете изображение рабочего. До этого рабочий был изображен на платежных обязательствах Центральной кассы Народного Комиссариата Финансов СССР 1923-1924 годов, но такого крупного номинала - от 100 до 1000 рублей золотом, что эти обязательства практически не участвовали в обращении, а обращались лишь между крупными кооперативными или государственными организациями.

Для такого изображения было оставлено место в левой части лицевой стороны проектируемого билета. Вероятно, кто-либо из руководства Гознака или тот художник, который разрабатывал проект билета, предложили разместить на купюре портрет русского рабочего Степана Халтурина.

Степан Николаевич Халтурин родился в крестьянской семье 21 декабря 1856 или по новому стилю 2 января 1857 года в одной из деревень Орловского уезда Вятской губернии. В 1871 году он закончил Орловское уездное училище, в 1874-1875 годах учился в Вятском техническом училище, где приобрел профессию столяра-краснодеревщика.

Осенью 1875 года он переехал в Петербург, где, работая на различных промышленных предприятиях, установил связь с революционными народниками. В следующем году участвовал в знаменитой Казанской демонстрации 1876 года, состоявшейся 6 декабря на площади Казанского собора в Петербурге, где впервые в России взвился Красный флаг, поднятый молодым рабочим Яковом Потаповым. С октября 1877 года находился на нелегальном положении. Вместе с В.П. Обнорским организовал и возглавил «Северный союз русских рабочих» и разработал его программу. Был знаком с Г.В.Плехановым. Осенью 1879 года примкнул к «Народной воле», ибо посчитал, что царь должен пасть от руки русского рабочего - представителя народа. Затем под именем Степана Батышкова поступил столяром в Зимний дворец с целью покушения на царя Александра П. Составил подробный план Зимнего дворца, пометив кружком помещение караула под царской столовой. Динамит он приносил небольшими партиями и хотел накопить его как можно больше. В январе 1880 года динамита уже было около трех пудов, т.е. порядка 50 килограммов. 5 февраля 1880 года произвел взрыв во дворце, но царь остался жив. Александр II в обычное время не вышел в столовую, так как встречал гостя - принца Гессенского, отца будущей императрицы Александры Федоровны. После убийства народовольцами Александра II1 марта 1881 года, Халтурин вошел в Исполнительный Комитет «Народной воли», стал профессиональным революционером и вел пропаганду среди московских рабочих. Вместе с рабочим Н.А. Желваковым по заданию Исполнительного Комитета убил 18 марта 1882 года Одесского военного прокурора генерала Стрельникова. При аресте назвался Степановым и под этой фамилией приговорен одесским военно-окружным судом к смертной казни и повешен 22 марта или по новому стилю 3 апреля 1882 года в Одессе. Покушение 5 февраля сделало «Народную волю» всемирно известной организацией. Даже противники террора удивлялись дерзкой смелости народовольцев. Страх обуял правящий класс. Боялись либо за жизнь, либо за имущество. Одни уехали, другие переводили капиталы за границу. Курс рубля упал.

Такой портрет был создан и размещен на купюре. Однако изображение Степана Халтурина не смогло выдержать по какой-то причине конкуренции со скульптурой Шадра. Может быть потому, что тогдашний Генеральный секретарь ЦК ВКП(б) И. Сталин боялся покушений на свою жизнь и потому не поддержал помещение изображения С. Халтурина, так как, вероятно, считал его террористом. Поэтому шадринское изображение вытеснило портрет Халтурина. А жаль, потому что если известны живые прототипы крестьянин на скульптурах Шадра, то кто позировал ему как рабочий и как красноармеец - неизвестно.

Размер проекта 131x69 мм, размер билета 164x70 мм. Интересно, что на проектах менялся текст надписи. Так, на первоначальном проекте надпись была «Пять карбованцiв», на следующем варианте - с добавлением слова «золотом», но на билет попал первоначальный вариант. Размер билета был увеличен на 33 мм справа за счет белого поля с водяным знаком с цифрой «5» и номером билета на лицевой стороне. В тексте, на выпущенном в обращение билете, на оборотной стороне было дописано «во все платежи для всех учреждений, предприятий и лиц по золотой нарицательной стоимости. Подделка государственных казначейских билетов преследуется законом».

Марат Глейзер (С.-Петербург)

Илл. 1 - билет с пустым местом

Илл. 2 - билет с Халтуриным без подписей

Илл 3. - билет с Халтуриным с подписями

Илл 4. - билет с рабочим без подписей

Илл 5. - оборотная сторона билета с краткой надписью

Илл 6. - лицевая сторона 5 рублей с белым полем

Илл 7. - оборотная сторона 5 рублей с белым полем

 

Проекты билетов Банка России 1993-1995 годов

 

Проект билета в 10000 рублей 1993 года создан Главным художником Гознака И.С. Крылковым. На л,с. -изображение часовни и вид на плотину Красноярской ГЭС. Затем художники И.С. Крылков и А.А. Тимофеев переделали эскиз. На л.с. было помещено изображение бюста красноярского уроженца художника Сурикова. Однако начальство распорядилось - «Башню (т.е. часовню - М.Г.) увеличить и выделить. Сурикова убрать». На эскизе - башня слева, мост через Енисей справа, а на билете - наоборот. На эскизе о.с. сверху размещалась надпись «Красноярская ГЭС», которая на готовом денежном знаке в 10000 рублей образца 1995 года отсутствует.

Проект билета в 100000 рублей 1993 года посвящен Москве. Автор - Крылков. На л.с. - изображение Кремлевских башен с флагом, на о.с. - вид Кремля. Проект был утвержден заместителем Председателя Центробанка России А.В. Войлуковым 16 февраля 1993 года. Этот проект был использован для изготовления билетов образца 1993 года от 100 до 50000 рублей.

Проект билета в 100 рублей 1994 года посвящен Новгороду. Автор -Крылков. Его рисунок совпадает с рисунком 5000 рублей 1995 года.

Проект билета в 500 рублей 1994 года посвящен Владивостоку. Автор - Крылков. На л.с. - надпись «Владивосток» и вид на Владивостокский порт, на о.с. - вид на бухту с двумя скалами. Резолюция начальства - добавить надпись «Восточное побережье России». Однако затем Владивостоку была отдана тысячная купюра.

Проект билета в 1000 рублей 1994 года посвящен Петербургу. Авторы - Крылков и Тимофеев. Этот рисунок, но с некоторыми отличиями, в итоге оказался на билете в 50000 рублей 1995 года.

Проект билета в 5000 рублей 1994 года посвящен Москве. Авторы - Крылков и Тимофеев. Изображение л.с. - то же, что на готовом билете в 100000 рублей, но слева от квадриги виньетка с цифрой «5000». На о.с. - уменьшенное изображение здания театра по сравнению с готовым билетом, зато видны ЦУМ и другие здания, дорога с троллейбусом и автомашинами. Справа слово - «Москва».

Проект билета в 10000 рублей 1994 года посвящен Волгограду. Авторы - художники Крылков и Тимофеев. На л.с. - изображение верхней части женщины-матери с рукояткой меча. На о.с. - вид на лестницу от Днепра к Центральной площади города.

Проект билета Банка России достоинством в 1 рубль образца 1995 года был создан художником Гознака А.А. Тимофеевым. Этот денежный знак был посвящен Новосибирску. На л.с. - здание и две фигуры: мужская и женская с факелом и веткой, а на о.с. - вид на промышленные здания и на авиавокзал.

Проект билета в 5 рублей 1995 года создан художником И.С. Крылковым. На л.с. изображался памятник Петру I и вид на речной причал Москвы, на о.с. - вид на Соловецкий монастырь - памятник архитектуры XVI-XVII вв. Слева от Соловков - вид на высотные московские здания. Однако затем изображение Соловецкого монастыря перенесли на купюру в 500000 рублей, посвященную Архангельску.

Марат Глейзер (С.-Петербург)

 

Пять тысяч одной бумажкой

 

Центробанк не планирует в ближайший год вводить в обращение 5-тысячную купюру, заявил первый зампред ЦБ Арнольд Войлуков. Ранее представители Банка России не исключали, что банкнота такого достоинства появится уже до конца 2002 года. Отметив, что в банке разработано несколько вариантов дизайна такой купюры, Войлуков сообщил, что сейчас идет разработка методов ее защиты. «Купюра в 5 тысяч рублей - очень приятная вещь для фальшивомонетчиков, и если ее выпускать, то нужно найти дополнительные средства защиты, и на это нужно время», - сказал представитель ЦБ.

По его словам, если вопрос об объединении с Белоруссией будет решен в практической плоскости, на 5-тысячной купюре может появиться изображение Минска или Бреста.

Как рассказал Войлуков, Банк России зафиксировал два случая качественных подделок. «Это купюры в сто и пятьсот рублей с хорошим полиграфическим исполнением. Они не попадают в разряд подделок, которые можно скопировать с использованием компьютера, а потом сунуть кому-нибудь на рынке», - сказал чиновник.

 

Чем это вызвано?

 

При рассмотрении в ультрафиолетовых лучах купюр достоинством 10 и 25 рублей, на некоторых из них были обнаружены надписи синего цвета: 10 рублей и 25 рублей, окаймленные четырехугольником 5x28 мм (они напоминают оттиск от штампа). При обычном освещении эти надписи не обнаруживаются. Надписи эти расположены (при рассмотрении с обратной стороны банкнот) в области, где на языках союзных республик СССР приведено описание номинала прописью.

Чисто внешне, разновидности 10-рублевых банкнот (новых) можно отличить по цвету лицевой стороны - купюры с надписями имеют более насыщенные цвета, бывшие в употреблении практически не различаются. По 25-рублевым такого явного различия не заметно.

Вначале, было предположение, что с надписями более старые банкноты - если судить о времени выпуска по буквам серий, но потом это предположение отпало. На банкнотах выпуска 1961 года с надписью «ОБРАЗЕЦ» этих надписей нет.

Чем вызвано такое различие непонятно, и пока нигде упоминаний о нем не встречалось.

Надписи на банкнотах в 50 и 100 рублей пока не встречались, может быть потому, что, благодаря Павлову, их не так уж много осталось для анализа, в отличие от банкнот других номиналов.

Можно предположить, что появление такой разновидности 10-ти и 25-ти рублевых банкнот было вызвано:

а)      внутренним контролем на фабриках Госзнака - банкноты имеют один размер и печатались на одной и той же бумаге;

б)      для различия банкнот, напечатанных на разных фабриках Гознака;

в)      такие банкноты печатались в определенный временной период;

г)      введением дополнительного элемента защиты от подделки.

***

В любом случае об этой разновидности вышеупомянутых банкнот следует упоминать при описании бон периода 1961-1991 гг., иначе получается, что кроме различия в высоте букв серии рублевых купюр, за 30 лет не было других разновидностей.

Блинов С.И.

 

В Белоруссии появилась банкнота 50 тыс. рублей

 

20 декабря 2002 г. Национальный банк Белоруссии ввёл в обращение банкноту достоинством 50 тысяч рублей (около 25 долларов США) образца 2000 года.

Билет изготовлен на специальной тонированной бумаге бирюзового цвета с защитными волокнами, защитной нитью и локальным водяным знаком с изображением башни Мирского замка.

Размер банкноты -150 х 74 мм.

Лицевая сторона

Преобладающие цвета: темно-синий и темно-бирюзовый. Сюжет основного изображения лицевой стороны банкноты - замок в г.п. Мир, Кореличского района, Гродненской области.

Гравюра основного изображения, обозначение номинала билета, верхние и нижние гильоширные полосы, метка для людей с ослабленным зрением и надписи лицевой стороны имеют увеличенную толщину красочного слоя, благодаря чему хорошо воспринимаются на ощупь.

Для облегчения контроля подлинности и усиления зашиты банкноты введен новый элемент - краска, изменяющая цвет (OVI). Этой краской отпечатана розетка с обозначением номинала банкноты «50000», расположенная справа от основного изображения вверху. При изменении угла наклона банкноты цвет краски меняется от золотистого к зеленому.

Справа от основного изображения внизу расположено скрытое изображение букв «РБ», обнаруживаемое при рассматривании банкноты под острым углом.

С правой стороны от основного изображения расположено совмещающееся на просвет изображение - панорама Мирского замка. Оборотная сторона

Преобладающие цвета - бирюзовый и темно-синий. Сюжет основного изображения оборотной стороны - декоративный коллаж из архитектурных элементов Мирского замка (фрагменты кладки крепостных стен, флюгер дворца и башни, галерея замковой (крепостной) стены, дверь, окно и т.д.)

 

Голландцы напечатали неправильные грузинские деньги

 

Голландские специалисты, которые занимались изготовлением новых денежных знаков Грузии, допустили ошибку. На банкноте достоинством в 5 лари под портретом известного грузинского историка, основателя университета Тбилиси Иване Джавахишвили голландцы написали имя грузинского писателя Михаила Джавахишвили.

Что грузинские власти будут делать с напечатанными «неправильными» деньгами, пока неизвестно. Голландская фирма за свой счет переделает неправильные грузинские деньги. Часть банкнот успела попасть в местные отделения Сбербанка, но была отозвана обратно.

Сначала грузинская валюта печаталась во Франции, однако потом правительство Грузии приняло решение обратиться в Голландию, к специалистам того же предприятия, где печатается валюта Евросоюза.

Грузинский историк и востоковед Иване Джавахишвили родился в 1876 году. В 1918 году его усилиями был открыт Тбилисский университет, где вскоре собрались крупнейшие ученые-грузины, прежде работавшие в различных учебных и научных учреждениях по всей России. В 1939 году, за год до смерти, Иване Джавахишвили стал академиком АН СССР.

Писатель Михаил Джавахишвили, родившийся в 1880 году, является классиком грузинской литературы. Он был репрессирован и погиб в 1937 году.

 

Украинские банкноты с голограммой

 

Специализированное предприятие «Голография» выпустит на мощностях Банкнотно-монетной фабрики Национального банка Украины экспериментальную партию национальных денежных знаков Украины, защищенных голограммами.

На предприятии также отметили, что «Голография» совместно с Гознаком Министерства Финансов провела успешные производственные испытания выпуска акцизных марок на алкогольные и табачные изделия, защищенных голографическими защитными элементами.

Специализированное предприятие «Голография» по выпуску голографических защитных элементов (ГЗЭ) с полным производственным циклом было учреждено 2 февраля 2000 года. Открылось предприятие 6 декабря 2000 года. Учредителями предприятия являются Международный Центр «Институт прикладной оптики» Национальной Академии наук Украины и Коммерческий индустриальный банк.

©   При использовании этих материалов ссылка на сайт "Бонистика" www.bonistikaweb.ru обязательна

 


; Цены на деньги России