на главную страницу

 Форум, доска объявлений

 

    

 УДК 633.3 27

Образ молодёжи как агитационный элемент оформления советских
денежных знаков в  1920-1940-х гг.//ВЛКСМ – молодёжное братство:
докл. Всерос. науч.-практ. конф., посвящ. 90-летию со дня образования
ВЛКСМ (Омск, 29-30 октября 2008 г.): в 2 ч. – Омск, 2008. – С. 164-169

Д.И. Петин

Омский государственный технический университет, г. Омск

ОБРАЗ МОЛОДЁЖИ КАК АГИТАЦИОННЫЙ ЭЛЕМЕНТ  ОФОРМЛЕНИЯ СОВЕТСКИХ ДЕНЕЖНЫХ ЗНАКОВ 1920-1940-ых гг.

 

         Политический переворот 1917 г. обозначил новый период истории Российского государства. Советская власть получила от царского и Временного правительств тяжёлое наследство: «…разорённую экономику, колоссальный внешний долг, дороговизну и обесцененные бумажные деньги, наводнившие страну…». [1]. Поэтому большевиками «…одной из важнейших проблем революционного преобразования была признана проблема овладения и оздоровления финансовой системы...» [2] Именно в этой связи В.И. Ленин указывал, что «…всякие радикальные реформы наши обречены на неудачи, если мы не будем иметь успеха в финансовой политике»[3].

В 1922-1924 гг. реформой Г.Я. Сокольникова было проведено централизованное радикальное преобразование всей денежной системы Советской России. В итоге новая советская валюта – червонец - заметно окрепла и приобрела статус свободно-конвертируемой.

В общественно-политическом отношении особую важность для власти Советов имел вопрос идеологической агитации и пропаганды. Именно поэтому идеологию в массы несло всё: от пламенных речей партийных работников до предметов бытовой жизни и повседневного обихода. Исключением не стали и советские деньги. Общество использовало деньги ежедневно. Потому новой властью был правильно учтён психологический аспект использования денег населением: деньги большевиков стали напрямую отражать их социально-политическую и идеологическую концепцию. Поэтому, одновременно с основными традиционными функциями (средство обращения, средство платежа, средство сбережения, мера стоимости и мера обогащения) деньги, выпускаемые советским государством, стали выполнять и ярко выраженную агитационно-пропагандистскую функцию.

Одним из центральных направлений в дизайне советских денежных знаков и ценных бумаг 1920-1940-х гг. стало использование антропонимических мотивов. Образ человека - хозяина новой эпохи занимает главенствующую позицию в оформлении советских денежных знаков 1920-1940-х гг.

Ранее в русской нумизматике и бонистике образ человека неоднократно использовался в дизайне денег. Но в дореволюционной России это были портретные изображения императоров и императриц, начиная со времён Петра Великого изображавшиеся с монетах, а с середины XIX в. – на бумажных деньгах. В период Гражданской войны в 1918-1920 гг. антибольшевистскими правительствами (генерала Деникина, адмирала Колчака, атамана Семёнова и мн. др.) при оформлении своих денежных знаках активно использовался антропонимический образ женщины средних лет, символизировавший «великую единую неделимую Россию».

Впервые образ человека на советских деньгах появляется в 1923 г., и активное его использование происходило вплоть до 1947 г. На наш взгляд, можно выделить 3 вида человеческого образа, изображавшегося на деньгах СССР: крестьянин, рабочий и боец Красной Армии. Образ крестьянина изображавшегося, как правило, седовласым мужчиной с бородой, часто фигурирует на ряде денежных знаков середины 1920-х гг. Однако к концу 1920-х гг. крестьянский образ перестаёт использоваться при оформлении денежных знаков.

Особая роль начинает отводиться облику советской молодёжи. Рабочий и красноармеец - символы советской индустриализации и военной мощи - предстают на деньгах Советского Союза в образе молодых людей, полных сил и энергии. Таков пример изображения кузнеца на серебряной монете номиналом в 50 коп. 1924-1927 гг. «Рабочий, вскинувший молот для удара, перед наковальней, на которой лежит поковка. От наковальни снопы искр…». [4] Также образ молодого рабочего фигурирует на лицевой стороне казначейского билета 5 руб. 1925 г., и на аверсах никелевых монет 1931-1934 гг.

Изображение молодого бойца молодого бойца Красной Армии впервые появилось в 1923 г. на денежном знаке номиналом в 25000 руб. Примечательно то, что в отличие от образа рабочего, после выпуска этой купюры образ молодого красноармейца при оформлении советских денег в дальнейшем не использовался в течение 15 лет.

 

 

 

 

 

 

Государственный денежный знак СССР 25 000 руб. 1923 г.

 

За период 1924-1935 гг. происходит частое появление новых образцов советских монет и бумажных денег, после изучении которых, становится очевидной тенденция к лаконичности дизайна в советской нумизматике и бонистике 1930-ых гг. В указанный период в СССР начинается поиск оптимального образца монет и бумажных денег с точки зрения технологий производства, практичности обращения и уровня защиты. В связи с этим происходит плавное упрощение оформления денег СССР. Так, например, с 1934 г. в связи с упрощением рисунков монетных полей с советских монет исчезает образ человека (до 1965 г.).

Заключительным моментом активного использования антропонимических мотивов и облика советской молодёжи в дизайне денежных знаков СССР стал образец разменных купюр 1938 г. С точки зрения эстетики, это – наиболее яркие и привлекательные образцы советской бонистики. На лицевой стороне казначейского билета номиналом 1 руб. изображён символ стахановского движения - молодой шахтер с вскинутым на правое плечо отбойным молотком. На трёхрублёвом билете – два красноармейца с винтовками в походном снаряжении. Пятирублёвый билет запечатлел экипированного лётчика на фоне серебристого фюзеляжа самолёта. Оформление государственных казначейских билетов образца 1938 г. объединило в себе два основных антропонимических направления дизайна советских денег - образы борцов военного и трудового фронтов.

 

 

 

 

 

Государственные казначейские билеты СССР. 1938 г.

В 1937 г. на билетах Государственного Банка СССР номиналом в 1, 3, 5 и 10 червонцев впервые появилось изображение В.И. Ленина. Поэтому, на наш взгляд, символика купюр образца 1937-1938 гг. весьма не случайна. Портрет «вождя мирового пролетариата» изображён на банкнотах старших номиналов, в то время как антропонимические символы советского общества изображены на разменных купюрах. Таким образом, на наш взгляд, советской государственностью через денежные знаки подчёркивалась идеологическая линия главенства коммунистического строя и ВКП (б). Но при этом ведущая роль в созидании и укреплении нового общественно-политического строя отводилась советской молодёжи, потому, на наш взгляд, не случайно то, что к началу 1930-х гг. при оформлении денег отказались от использования образа седовласого крестьянина. Приоритет антропонимических образов, как элемента символики советских денег, был отдан молодёжи, поскольку именно она была локомотивом индустриализации, начавшейся в СССР в конце 1920-ых гг. На молодёжь, как всегда, возлагались большие надежды.

Особенностями художественного изображения человека на советских деньгах было то, что антропонимический образ был, как правило, динамичен, отображал постоянное движение, работу. Кроме того, взгляд человека, изображённого на советских деньгах, всегда направлен, словно, поверх головы зрителя (изображения фас и в три четверти), либо выше линии мнимого горизонта (изображения в профиль). Такое изображение неслучайно: молодые полные энергии символы советской эпохи 1920-1940-ых гг. смотрят вперёд в грядущее светлое будущее, в которое верила вся страна.

Для советского строя денежные знаки стали достойными помощниками в деле агитации и пропаганды. Их дизайн тенденциозно изменялся в соответствии с обстановкой. Начиная со времён Гражданской войны вплоть до 1947 г. советские деньги во многом походили скорее на агитационные листовки или плакаты. И центральным элементом в их оформлении был образ советской молодёжи – символ мужества, силы и надежд на лучшее.

В 1930-ых гг. происходило окончательное усвоение обществом новой идеологии, война с фашизмом 1941-1945 гг. ещё больше укрепила национальное самосознание советского народа. Процесс идеологизации общества прошёл. Потому в конце 1940-ых гг. в СССР прежняя надобность в идеологическом «давлении» на общество отпала. В соответствие с этим с 1947 г. дизайн денег заметно упрощается. Образ молодёжи на деньгах Советского Союза уступает место образу В.И. Ленина.

 

Библиографический список:

 

[1]. Мельникова А.С. Твёрдые деньги. М., 1973. С. 9

[2]. Огнев Л.В. О денежной политике Советского государства в годы военного коммунизма // Вестник Ленинградского Университета. Серия 5. Экономика. 1991. Вып.1. С. 116-117

[3]. Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Т.36. С. 351

[4]. Щёлоков А.А. Монеты СССР. М., 1989. С. 160

©   При использовании этих материалов ссылка на сайт "Бонистика" www.bonistikaweb.ru обязательна

 


; Цены на деньги России