на главную страницу

 Форум, доска объявлений

 

    

Вологодский коллекционер-6

 

В очередном выпуске альманаха представлены материалы по нумизматике и вологодской фалеристике, которые будут публиковаться с продолжением.

До сих пор из-за ограниченности объема, «Вологодский коллекционер» печатал только короткие и средние по величине статьи. Публикация больших материалов, пусть и с продолжением, позволит довести до читателя любую полезную информацию.

Редакция

Дубинин А. Н.

ИСТОРИЯ ДЕНЕГ НА РУСИ

 

Предлагаемый читателю материал, позволим себе на то надеяться, придется весьма кстати и будет им благосклонно принят. Ведь совершенно очевидно, что взрослый, здравомыслящий человек, пусть он даже и не коллекционер, прекрасно понимает общественное значение собирания, сбережения и пропаганды памятников провинциальной духовной культуры России. А уж в кругу коллекционеров обычно мало таких, кто оставался бы равнодушен к истории своего края и, тем более, к привлечению «на свою сторону» подрастающего поколения. Напротив, умудренные многолетним опытом, они всегда рады поделиться знаниями с новичком в этом полезном деле, а значит, помочь найти растущему человеку свою культурную нишу в социуме. Нельзя забывать и о том, что история Вологодского края — это в значительной мере и хроника деятельности кружков и обществ коллекционеров, местных типографий, несущих свой вклад в дело духовного просвещения молодежи. Именно по этой причине редакцией альманаха «Вологодский коллекционер» было принято решение посвятить ряд статей таким темам, которые будут полезны начинающим коллекционерам, с целью открыть им радость познания в процессе собирательской деятельности.

 

Дорогие друзья! Вы уже знаете, что нумизматика и бонистика по праву считаются главнейшими вспомогательными историческими дисциплинами, и вряд ли кому-нибудь из нас нужно доказывать всю важность изучения истории родной России. Вы прекрасно понимаете, как необходимо сохранить ради будущего культурное наследие и традиции наших предков. Но чтобы что-то сберечь и сохранить — это надо любить, а чтобы любить — это нужно хорошо знать и неустанно изучать. Значит, любой из нас в состоянии сделать что-то важное для будущего, если он сбережет какой-либо атрибут своей эпохи, будь то денежная купюра, монета, значок, книга… Ведь уже через 100-200 лет это станет представлять собой большую редкость и являться культурным памятником нашего времени, по которому будет изучаться уже наша с вами история в прямом смысле этого слова! Так давайте же изучать и любить русскую историю!

 

* * *

Итак, начнем нашу беседу.

Когда еще не было денег, люди занимались натуральным обменом, то есть меняли один товар на другой. Так продолжалось в течение многих столетий. Главным богатством народов, населявших территорию России в древности, были меха соболей, песцов, куниц и других пушных зверей. Именно за ними длительное время и устремлялись на Русь иноземные купцы. Поэтому в Древней Руси меха были признаком состоятельности и богатства их хозяев.

В стране малонаселенной, покрытой безграничными лесами и бескрайними степями, скудной дорогими металлами, каковой в давние времена была Русь, меха и кожи выступали посредником при обмене различных товаров. Так в летописях под словом «деньги» понимаются куны — шкурки куницы, векши — шкурки белки, резани — отрезки шкурок, ногаты — ножки, лапки зверьков. Из «Русской Правды» мы узнаем, что наиболее крупной денежной единицей являлась гривна. В гривне содержалось 400 векшей, или 20 кун, куна — 3 резани, резань — 3 ногаты.

 У кочевых народов главным предметом обмена был скот. Поэтому и на Руси, границы которой часто нарушались кочевниками, прижилось еще одно название денег — скот. Так, например, княжескую казну называли скотницей, а казначея — скотником.

 Возникает вопрос о том, были ли в хождении на Древней Руси металлические деньги? Летописцы утверждают, что в княжескую скотницу в качестве подати вносились серебряные монеты восточные и западные: среднеазиатские дирхемы, византийские серебряные милиариси, римские денарии, драхмы сасанидских царей Ирана, западноевропейские денарии. Путешествуя легендарными маршрутами «из варяг в греки», они оседали на Руси, принимая участие в формировании ее финансового рынка. Об этом свидетельствуют многочисленные находки кладов на территории нашей страны, состоящих исключительно из иностранных монет. Но так как золота и серебра все же не доставало для обеспечения всех торговых оборотов и платежей, то в употреблении долгое время сохранялись и куны, векши, резани и ногаты. И длилось это, по свидетельству ученых, занимающихся изучением древнейших кладов, ни много ни мало два столетия.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что обнаруженные в кладах монеты Римской империи, Арабского халифата, Византии, Ирана и западноевропейских государств не только дают представление о начальном этапе экономического устройства Древней Руси, но и помогают проследить пути проникновения в русскую культуру восточных и европейских традиций и обычаев, их взаимовыгодного слияния друг с другом. Один из этих путей — «из варяг в греки» — пролегал из Финского залива через Нарву, Ладожское озеро, Волхов, Ловать, затем сушей до Днепра и по нему в Черное море. Другой путь проходил по Волге в Каспийское море.

 

 Итак, Россия принадлежит к типу обществ, подверженных перекрестным цивилизационным влияниям. В IX-X веках разрозненные племенные объединения славян начали свой долгий путь сплочения в единую древнерусскую народность. Этот процесс имел три взаимосвязанных аспекта: образование раннефеодального государства, принятие христианства в варианте византийского православия, и формирование единой культуры. Киевская Русь за очень короткий срок, уже к XI веку, превратилась в страну высокоразвитой культуры, сравнимой с европейской. Народное сознание, впервые столкнувшись с иноземным влиянием, сумело его адаптировать к местным условиям, сделав неотъемлемой частью самого себя.


 

 
 

3. Монета
Тиберия Второго
 (578-582 годы). 50 %.

Появление на русском рынке азиатских и европейских монет предвосхитило чеканку златников и серебряников (собственных золотых и серебряных монет) киевским князем Владимиром I Святославичем (980-1015), а за ним Святополком Окаянным (1015-1019). Златник весил почти как византийский солид (4,55 г.). Так появилась единица русского веса — золотник, равная 4,266 г. Чеканил в то время златники и серебряники новгородский, будущий киевский, князь Ярослав Мудрый (1019-1054). Нам они хорошо знакомы из истории: Владимир Святославич крестил Русь, Ярослав Мудрый, Ярослав Окаянный — один из первых князей, кто поднял на Руси смуту.

 На сегодняшний день драгоценных памятников первого русского чекана монет очень мало — сохранилось 11 златников и 330 серебряников. Но их выпуск, несомненно, является политической акцией, провозглашающей не только самостоятельность, силу и могущество великих князей (чеканить собственную монету могли исключительно независимые государи), но и провозглашение русского суверенитета, независимости Киевской Руси.

 На одной стороне этих монет был изображен сидящий на троне князь с крестом в руке и трезубцем за плечом (родовой знак Рюриковичей), на другой — Иисус Христос. Торжественная надпись на монетах гласит: «Владимир на столе (престоле), а се его серебро (или злато)». Таковы самые ранние серебряные и золотые монеты Владимира.

Стеклянные, сердоликовые и керамические бусы, и легендарная серебряная гривна с ее географическим определением — киевская, черниговская, новгородская, эти бесценные и беспристрастные свидетели безмонетного периода в истории нашего государства, длившегося более двух столетий, напоминают нам и о феодальной раздробленности Руси, и о междоусобных войнах, и о набегах половцев, и о вторжениях с востока немецких рыцарей, и о монголо-татарском нашествии, вселившем ужас в европейские народы. Торговля на Руси замерла, приток иностранных денег прекратился, чеканка собственной монеты приостановилась.

 После прекращения чеканки древнерусских монет и поступления зарубежных монет основной формой денежного расчета на Руси стало обращение больших «неразменных» слитков серебра, так называемых монетных гривен.

 В Киевской Руси в XI веке в обращении были киевские гривны шестиугольной формы, весом около 140-160 г, которые служили единицей платежа и средством накопления до монголо-татарского нашествия. Наибольшее значение в денежном обращении на Руси имели новгородские гривны, известные в начале на северо-западных русских землях, а с середины XIII века — на всей территории древнерусского государства. Это были длинные серебряные слитки весом около 204 граммов. Переходной, от киевской к новгородской, была черниговская гривна (по форме близкая к киевской, а по весу — к новгородской).

 В XIII веке наряду с названием «гривна», для новгородских слитков серебра стало употребляться название рубль, которое постепенно заменило гривну, так как слиток «рубль» весил столько, сколько слиток «гривна». Рубль иногда рубили пополам, так в обиход вошло слово «полтина» (половина рубля). С тех пор рубль закрепился как денежно-счетная единица (то есть не как реальная монета, а как условная единица, облегчающая ведение расчетов), а позднее стал основной единицей русской монетной системы.

 
 


 К началу XIV столетия в южных княжествах вновь понемногу появляются дирхемы, а уже во второй половине этого века возобновляется собственная чеканка монет на Руси. Этот факт — прямое свидетельство о возрождении Земли Русской после нашествия кочевников. Чеканить свою денгу (так назывались в то время серебряные монеты) в Москве в 1360-х годах начал великий князь Дмитрий Донской (1359-1389). Затем стали чеканить монеты и в Суздальско-Новгородском, Рязанском, Тверском княжествах. А уже в XV веке производством монет занимались ремесленники-серебреники более чем в 25 городах русских.

 Таким образом, постепенно русские монеты вытеснили из денежного обращения еще ходившие на Руси иностранные, и в течение столетия, по мере ликвидации феодальной раздробленности и объединения всех княжеств вокруг Москвы в единое государство, начала складываться национальная рублевая монетная система.

 

 Как же чеканились русские монеты? Почему их часто называют «чешуйками»?

 Ответ прост: когда небольшой, нарезаемый произвольной длины кусочек серебряной проволоки расплющивали ударом молота, затем еще и между двух штемпелей с выгравированным рисунком, получалась монета отнюдь не круглая, а овальная, неровная, как правило, лишь с частью изображения на оттиске. Ведь круглый штемпель перекрывал не всю поверхность монетной заготовки. Естественно, что при таком способе чеканки монеты получались разного размера и неправильной формы, напоминая собой рыбью чешую.

 Если на первых монетах Москвы на одной стороне было по-русски написано имя князя Дмитрия Донского, а на другой — татарские иероглифы, что было вызвано необходимостью при торговле с восточными народами, привыкшими к дирхемам и ордынским монетам, то на монетах его сына Василия I (1839-1425), а затем и внука Василия II Темного (1425-1462) чеканились только русские надписи. Например, на денге Московской появилась надпись «Государь всея земли Русская», подчеркивающая роль Московского княжества в объединении и собирании русских земель в единое государство

 
 

 

 

 

 

 

Итак, денга – русская серебряная монета, чеканившаяся начиная с последней четверти XIV века. Ее первоначальный вес равнялся 0,93 г и соответствовал 1/200 гривны серебра (рубля).

  (Продолжение в следующем номере. )


Зубов К. А.

Деньги «Янтаря»

Неподалеку от Череповца находится детский оздоровительный лагерь «Янтарь». С середины восьмидесятых годов за определённую работу или какое-то проведённое мероприятие детям выплачивается зарплата в денежном эквиваленте. Эти деньги в дальнейшем можно обратить в продукты питания или вещи. Собственная валюта называется янтариками.

В канун 10-летия лагеря произошла смена внешнего вида янтариков. Если первые янтарики были небольшими квадратиками из бумаги, то в настоящее время они представляют собой полоски ламинированного картона с улучшенным полиграфическим оформлением.

Размеры первой серии «янтариков» 15 х 15 мм (по рамке), отпечатаны на принтере и заклеены плотным скотчем, название на английском языке «Amber» (см. рисунок 1). Все номиналы мне не известны, но вероятно от 1 янтарика до 100 янтариков. Номиналы отличаются по цвету 1 янтарик жёлтого цвета; 3 янтарика синего цвета; 5 янтариков красного цвета (см. рисунок 1, масшт. 100 %).

Вторая серия в моей коллекции представлена тремя номиналами 2, 3, 10 янтариков. Размеры одинаковы для всех бон — длина 62 мм х высота 25 мм (по рамке). Различаются по цвету: 2 янтарика зелёного цвета с пятнами синего, 3 янтарика синего цвета и 10 янтариков светло-коричневого цвета (см. рисунок 2, масшт. 77 %).

Янтарики первого и второго выпуска односторонние.

В связи с проводимой работой по систематизации суррогатов денежных знаков 30 — 90 гг., проводимой Медведевым Л. И (смотрите Вологодский коллекционер №1, 5), предлагаю занести янтарики в каталог местных и частных денежных знаков Вологодской области.

 

 

 

 

 

 


Зубов К. А.

Интересный билет

 

Учась в ВГПУ, я продолжал собирать интересные артефакты, связанные с Вологодчиной. Однажды в гостях мне показали несколько старых проездных документов — троллейбусных и автобусных билетов, среди которых и находился этот свидетель прошлого. Удивление вызывает находчивость и экономия нашего государства. Предназначен на две поездки в автобусе. Имеет два поля для компостера. Его цена 10 копеек. Буквы и рамка красного цвета, номер проставлен чёрной краской с помощью нумератора. Размер билета (по рамке) — длина 25 мм, высота 59 мм. Время выпуска, по-моему, середина восьмидесятых годов двадцатого века. Может быть, этот билет и не уникальный по своей коллекционной значимости, но вызвал интерес и дал толчок к собиранию подобных реликвий.


 

©   При использовании этих материалов ссылка на сайт "Бонистика" www.bonistikaweb.ru обязательна

 


Смотрите подробности ремонт окон Киев тут. ; Цены на деньги России