на главную страницу

 Форум, доска объявлений

 

    Вологодский коллекционер. 2004, №9. С.3-11.

БУМАЖНЫЕ ДЕНЬГИ РОССИИ

Дубинин А. Н.

 

Дорогие друзья! В предыдущей нашей публикации мы говорили с вами об истории денег. Сегодня мы продолжим нашу беседу, из которой вы узнаете историю бумажных денег России.

А начнем мы с напоминания о том, что историческая дисциплина, изучающая государственные бумажные денежные знаки, различные платежные средства, выпущенные для обращения внутри отдельных ведомств и организаций, и все прочие документы, предназначенные для платежей, называется бонистикой. Таким образом, под бонами понимают любые бумажные (иногда и металлические) платежные средства, то есть бумажные деньги и другие ценные бумаги. Обратите внимание, процесс изготовления бумажных денег и ценных бумаг называется эмиссией.

Итак, когда и почему появились первые российские бумажные деньги? Как назывались бумажные деньги? Как они изменялись? Что определяет стоимость бумажных денег? На эти и другие вопросы мы и попытаемся с вами сегодня найти ответ.

В России первые бумажные деньги, которые были названы ассигнациями, появились в период царствования Екатерины II, в 1769 году. Их выпуск был обусловлен следующими причинами. Монетное обращение в период царствования Елизаветы Петровны (1741-1761), дочери Петра I и несколько лет позже базировалось на медных деньгах, так как не хватало серебра и золота, в то время как расширение торговых связей требовало большого количества денег более удобных, чем медные монеты. Так, платеж на сумму 100 рублей в пятикопеечных медных монетах весил более 6 пудов (около 1 центнера).

Рисунок 1.

Вступивший на престол Петр III (1761-1762) поднял вопрос о том, что следует последовать примеру других стран, выпускающих бумажные деньги, позволяющие упрощать торговые расчеты. В 1762 году он подписал

 

указ о создании специальных банков, которые обеспечили бы выпуск русских бумажных денег.

Однако выпуск бумажных денег тесно связан с бумажным производством и полиграфической техникой. А для этого нужны не только специальные предприятия, но и специалисты по изготовлению бумажных денег. В России до начала XIX века оптимальных условий для этого не было, что сдерживало введение бумажных денег. Несмотря на это, согласно манифесту Екатерины II, в России в обращение были выпущены ассигнации на сумму 1 миллион рублей. Они были не похожи на современные бумажные деньги: это были банковские обязательства — расписки на получение монеты.

Эмиссию и обмен ассигнаций производили ассигнационные банки в Петербурге и Москве. Ассигнации выпускались достоинством в 100,75, 50, 25 рублей и обеспечивались медными монетами, которые передавались ассигнационным банкам. Они тут же стали пользоваться повышенным спросом у населения, так как государство гарантировало надежность новых денег (за 1 рубль ассигнациями давали 99 копеек серебром). Первые русские ассигнации 1769 года печатались на белой плотной бумаге с водяными знаками, выдавленными медальонами (двумя овальными тиснениями) и подписями уполномоченных лиц (см. рис. 2). На оборотной стороне никаких рисунков не было. Но на эти деньги можно было многое купить. Например, откормленного барана продавали за 1 рубль 65 копеек, теленка — за 2 рубля 20 копеек, а на копейку можно было купить фунт белого хлеба и два фунта ржаного.*

Конечно, сказанное выше вовсе не означает, что в царской России, при таких ценах, кругом были одни хорошо обеспеченные граждане. Нет! Так, к примеру, полицмейстер получал государственную зарплату 1 200 рублей, квартальный надзиратель — 200 рублей, лекарь— 140 рублей, квартальный сторож — 18 рублей. А вот государственный доход крестьянина составлял примерно 3-5 рублей. Но вернемся к нашей теме.

Качество первых ассигнаций, как мы уже говорили, было невысоким из-за бумаги и слабого полиграфического исполнения. Печатное изобра-

* Фунт - единица массы в системе русских мер, равная примерно 0,410 кг.

 

жение состояло лишь из текста и нумерации. Естественно, что простота изготовления ассигнаций вызвала появление большого числа подделок. Поскольку первые ассигнации отличались лишь соответствующим номиналом (указанием цены), годом выпуска и указанием банка, то фальсификация заключалась в подделке 25-рублевых билетов под 75-рублевые. Для этого было достаточно выскоблить цифру «2» и слово «двадцать» и вписать, соответственно, «7» и «семьдесят». Поэтому правительство вынуждено было изъять из обращения 75-рублевые ассигнации и выпустить деньги нового образца. Однако и те ассигнации, которые были выпущены, оказались такими же примитивными и также легко подделывались. А война с Турцией, Швецией, Польшей, Пруссией вела к значительным государственным расходам. Поэтому в 1786 году были выпущены ассигнации достоинством в 5 и 10 рублей, обмен которых на серебро, а потом и на медь, по указанным причинам, был прекращен. Рост эмиссии ассигнаций вызвал их обесценение сравнительно с серебряными монетами. В 1796 году ассигнационный рубль равнялся 68 копейкам серебром (см. рис. 3). К 1797 году было уже напечатано ассигнаций на общую сумму 157 703 640 рублей.

Не зря люди называли бумажные деньги «сладким ядом монархов» — так легко и заманчиво напечатать их больше, чем имеется в казне золота и серебра, гарантирующего покупательную способность ассигнаций. И только стоит превысить норму выпуска ценных бумаг, они тут же начинают обесцениваться. Процесс обесценивания денег называется инфляцией. На рост инфляции в России значительно повлияла Отечественная война 1812 года с наполеоновской Францией. Так Наполеон, с целью как можно больше подорвать экономику страны, буквально наводнил

российские рынки высоко качественными поддельными ассигнациями, выполненными производственным способом. Отличить такие подделки от настоящих денег было практически невозможно. Поэтому в глазах людей ассигнации совсем перестали выступать как символ своей стоимости, обеспечение которого уже не гарантировалось государственными ценностями.

 

Поскольку в 1814-1815 гг. курс рубля упал до 20 копеек, наиболее низкого уровня в XIX веке, Александру I (1801-1825) был представлен доклад о необходимости замены существующих ассигнаций и устройства специального заведения для изготовления новых бумажных денежных знаков. Создание такого предприятия было поручено Августину Августиновичу Бетанкуру (1758-1824).

Бетанкур разработал проект строительства нового бумагоделательного и типографского производства, которое впоследствии было названо Экспедицией Заготовления Государственных бумаг. Строительство нового предприятия было закончено в начале 1818 года. Был построен целый городок, который включал в себя здание бумажной фабрики, типографию, механическую, граверную мастерские, правление, квартиры для чиновников и служащих, казармы для рабочих, магазин, караул. Он одновременно занимался и приготовлением образцов новых ассигнаций, разработкой способов их производства и штатами будущего учреждения: он подбирал и обучал кадры специалистов и рабочих.

Экспедиция входила в состав Министерства финансов. Первым управляющим назначен князь А.Н. Хованский, который возглавлял Экспедицию на протяжении 32-х лет. Первоначальный штат Экспедиции был 536 человек. Основная часть рабочих набиралась из рекрутов (новобранцев), служащие, специалисты, мастера были вольнонаемными.

Раньше Россия для производства ассигнаций пользовалась бумагой европейских стран. Но уже с 1818 года бумага стала производиться в Экспедиции. Качество ее было довольно высоким, так что ассигнационная бумага Экспедиции быстро завоевала признание зарубежных специалистов. Свои производственные секреты Экспедиция не разглашала, зато сама стала поставлять бумагу в различные страны мира.

Новые ассигнации 1818-1819 годов были значительно сложнее, их номиналы составили 200, 100, 50,25, 10 и 5 рублей. Их внешний вид значительно отличался от оформления ранее выпущенных ассигнаций: водяные знаки стали высокого качества, по четырем сторонам купюр высвечивался текст «Государственная банковская сторублевая (или другого достоинства) ассигнация». Ассигнации имели сетку, специфическое изображение герба России. Рисунки выполняли граверы, среди которых был и русский художник-самоучка Иван Петров, который был выкуплен Экспедицией за 2800 рублей.

Однако подделки бумажных денег продолжались, и Экспедиция стала искать все новые способы их защиты. Так граверы и бумажники Экспедиции даже воспроизводили водяными знаками портреты и картины русских художников. Это достижение Экспедиции было высоко оценено на всемирных выставках, а в 1878 году в Париже ей были даже присуждены золотая медаль и почетный диплом «За полиграфическое искусство».

Таким образом, начиная с 1818 года в России действовала денежная система, основанная на параллельном обращении серебряной и золотой монеты и обесцененных в 3,5^4 раза ассигнаций. Расстроенное денежное

6

 

обращение вызывало большое недовольство многих слоев населения, обесценивало их доходы и тормозило экономическое развитие государства. Обесценение денег приняло характер всенародного бедствия. Поэтому правительство Николая I (1825-1855) вынуждено было определенным образом изменить свою позицию в области денежной политики, окончательно отказавшись от увеличения количества ассигнаций в обращении. В 1839-1843 гг. была проведена денежная реформа, которая установила систему серебряного монометаллизма с обращением устойчивых бумажных денег. С 1 января 1840 года на всем пространстве Российской империи единственной монетной единицей определен серебряный рубль, на который по определенному курсу обменивались бумажные деньги. То есть преимущественно серебро стало служить всеобщим эквивалентом и основой денежного обращения, а функционирующие знаки стоимости разменивались на драгоценные металлы. В 1843 году были выпущены новые кредитные билеты, которые сменили прежние ассигнации. Ассигнации были подвергнуты девальвации, то есть у населения они выкупались правительством по заниженному курсу — 3 рубля 50 копеек ассигнациями за 1 рубль новыми кредитными билетами. Эти новые бумажные деньги были гораздо более высокого качества, однако, поскольку при их производстве преобладал ручной труд, их снова начали подделывать.

С 1861 по 1864 год Экспедиция переустраивалась и переоснащалась. Важнейшим техническим усовершенствованием явилось и применение открытой в 1838 году русским ученым Якоби гальванопластики для изготовления печатных форм. Гальванопластика

 

значительно ускорила изготовление и обеспечила полную идентичность воспроизведения рисунка денежных знаков. В 1880 году Экспедицией разработан способ изготовления гальваноформ из железа, что повысило их тиражеустойчивость.

В 1866-1867 годах были выпущены новые кредитные билеты (см. рис. 4). При их изготовлении впервые была применена металлографская печать. На билетах были нанесены новые водяные знаки с полутонами. С этого времени металлографская печать с гравюры стала основой для изготовления денег и других ценных бумаг. На кредитных билетах впервые появились портреты русских исторических лиц — великого русского полководца князя Дмитрия Донского, основателя династии Романовых— царя Михаила Федоровича, царя Александра Михайловича, Петра I, Екатерины II (см. рис. 5).

С 1888 года Экспедиция начала пользоваться электричеством. В ее стенах был изобретен новый способ печати — многокрасочный, названный по имени его автора «орловским».

Оригинальность «орловской» печати состоит в том, что при воспроизведении многокрасочного оригинала достигается абсолютно точное совпадение элементов рисунка, печатаемых разными по цвету красками, чего нельзя достичь при печатании обычным типографским и другими способами печати.

В 1890 году идея И. И. Орлова (1861-1928) о печатании многокрасочного рисунка с одного клише была одобрена и принята Экспедицией. Орлов сконструировал печатную машину, которую изготовили в Петербурге. Этим способом, как уже говори-

 

лось, стали изготавливать кредитные билеты с портретом Петра I достоинством в 500 рублей и портретом Екатерины П достоинством в 100 рублей. Портреты выполнялись путем гравировки и явились образцом высокого искусства, вершиной творчества работников Экспедиции Заготовления Государственных бумаг (см. рис. 6—7).

На оборотной стороне кредитных билетов помещался герб империи, обрамленный сложными узорами. Тут же располагался и текст с извлечением из манифеста об их выпуске. Оформление кредитных билетов включает и другие обязательные элементы — указание их наименования, обозначение номинала, год выпуска, номер, подписи управляющего и кассира Госбанка.

Для обеспечения стабильного развития экономики необходима была устойчивая национальная валюта. Денежная реформа 1895-1897 годов, проведенная министром финансов С. Ю. Витте, предполагала поддержать курс рубля, оградив его от опасности дальнейшего снижения, и после накопления достаточного золотого запаса ввести размен кредитных билетов на золото по сложившемуся курсу.

Теперь каждый желающий мог приобрести в Госбанке золотые монеты, например, за империал (10 рублей 900-той пробы), нужно было заплатить 15 рублей кредитными билетами. Таким образом, в 1897 году было установлено, что бумажный рубль равнялся 66 2/3 копейки золотом, то есть 1 рубль 50 копеек кредитными билетами равнялся 1 рублю золотом.

Серьезным испытание прочности такой денежной системы явилась русско-японская война (1904-1905), когда огромные военные затраты обусловили колоссальный дефицит государственного бюджета, источником покрытия которого должна была стать эмиссия кредитных билетов. Вместе с внутренними и внешними займами выпуск бумажных денег превратился в единственный источник финансирования войны и черезвычайных расходов по подавлению революции 1905-1907 годов.

Давайте подведем некоторые итоги нашей беседы о возникновении и развитии бумажно-денежного обращения в Российской империи. Итак, с 1769 по 1914 год характерной особенностью бумажных денег всех периодов (за редким исключением) являлся их инфляционный характер, что приводило

 

к обесцениванию бумажных денег. В истории России выделяются только два периода сравнительно устойчивого бумажно-денежного обращения, обеспеченного серебряной и золотой монетой. Первый период, «серебряного монометаллизма» падает на 1843-1853 годы, второй — период «золотого монометаллизма» был с 1897 по 1914 год, когда царствовал Николай II (1894-1917). В 1897-1914 годах бумажные деньги имели полное обеспечение золотом и свободно обменивались на золотые монеты. Однако в первые дни вступления России в Первую Мировую войну правительство для покрытия дефицита государственного бюджета начало использовать эмиссию кредитных билетов и Закон от 27 июля 1914 года приостановил размен бумажных денег на золото. Крупные выпуски кредитных билетов привели к быстрому росту их массы в обращении. Снижение покупательной способности рубля уменьшило и без того скромные денежные накопления рабочих и крестьян, что, помимо всего прочего, также способствовало росту революционного движения.

С развитием инфляции начался процесс исчезновения из обращения золотых, серебряных, а впоследствии и медных монет и оседания их у населения в форме сокровища. По этой причине в России начал ощущаться острый недостаток разменной монеты. Так к концу 1915 года на 16-17 бумажных рублей можно было приобрести медной и серебряной монеты на 10-ть рублей.

В связи с этим правительство прибегло к выпуску бумажных казначейских марок разменного достоинства — так называемых марок-денег (см. рис. 8). Дело в том, что для их изготовления использовались клише 10-, 15- и 20-копеечных почтовых марок, выпущенных в 1913 году в связи с 300-летием Дома Романовых. Отпечатаны они были типографским способом, без нанесения водяных знаков, лицевая печать — в одну краску. На лицевой стороне марок-денег изображены портреты царей, на оборотной отпечатан государственный герб Российской империи с текстом в рамке. Так на оборотной стороне марок достоинством в 1,2 и 3 копейки помещен текст: «Имеет хождение наравне с медной монетой», а на марках с номиналом в 10, 15 и 20 копеек отпечатано: «Име-

10

 

ет хождение наравне с разменной серебряной монетой». В качестве материала для изготовления этих знаков использовался тонкий картон с зубцами.

В годы войны обесценение рубля происходило столь стремительно, что к 1917 году его покупательная способность составила всего лишь 26-27 довоенных копеек. Высокие темпы эмиссии бумажных денег наряду с сокращением производства, которое в значительной степени было переориентировано на удовлетворение военных заказов, явились причиной быстрого роста цен на товары первой необходимости и кризис финансовой системы России. Это вело к неизбежному развалу народного хозяйства и всей экономики страны.

Рисунок 8.

Теперь нам понятно, почему история возникновения и развития обращения бумажных денежных знаков России притягивает к себе пристальное внимание экономистов, историков, искусствоведов, коллекционеров. Они по праву считаются показателем культуры и экономического развития общества.*

* В статье использованы иллюстрации по CD-ROM Энциклопедия коллекционера Кирилла и Мефодия 2000.

11

 

©   При использовании этих материалов ссылка на сайт "Бонистика" www.bonistikaweb.ru обязательна

 


Где купить компрессор воздушный http://www.sillan.kz. ; Цены на деньги России