на главную страницу

 Форум, доска объявлений

 

    Техника-молодежи 1994 №11. С.20-21

http://www.technicamolodezhi.ru

 Как их делают

Святослав Славин

Наконец-то мы начинаем понимать, что излишняя (именно излишняя!) секретность вокруг производства денег нам самим выходит боком. Уж сколько раз убеждались специалисты по фальшивкам: очередной умелец, затеяв свою "эмиссию", даже не догадывался, "на что он руку поднимал". Но чему удивляться? Ведь никто ему вовремя не помог это осознать. Между тем за рубежом давно помогают. Еще лет 20 назад Интерпол рекомендовал правительственным и иным заинтересованным организациям всемерно информировать население об огромной сложности и трудоемкости изготовления банкнот. На эту тему в разных странах уже выпущен ряд буклетов и брошюр, технология процесса описывалась в научно-популярных журналах. А в производственном цехе "американского Гознака" — Бюро гравирования и печати при Государственном казначействе — сооружена даже специальная застекленная галерея для регулярных экскурсий. Короче, людям всячески дают понять: чтобы тайно, в подполье, воспроизвести уникальные технологии, добыть нужное сырье и материалы, привлечь специалистов высочайшей квалификации — нужно не много, а очень-очень много денег. ...И тихо возникает здравая мысль: если сумеешь столько достать, стоит ли рисковать дальше?

Печатать деньги... Такую роскошь сейчас могут позволить себе менее 40 государств. Остальные пользуются услугами крупных коммерческих фирм. Недаром производство денег считают не менее ярким показателем научно-технического уровня страны, чем выход в космос или овладение атомной энергией. А уж разработчики и изготовители соответствующего оборудования известны буквально наперечет. Среди них упомянем хотя бы две компании — английскую "Триссел" и швейцарскую "Джиори де ла Рю". Последняя, в частности, подписала крупный контракт с Украиной.

Начнем с бумаги.

Причем с такой, которую вы не увидите больше нигде. Ведь от нее не только зависит срок жизни будущих купюр; в ней заложена первая "линия защиты" их от подделки.

Лучшая основа для бумаги, как известно, — волокна хлопка или льна (обычно используются обрезки ткани, очесы и другие отходы прядильно-ткацкого производства). Это сырье размалывают до получения однородной массы мельчайших волоконец — фибрилл. В ходе отливки листа они "свойлачиваются", тесно сплетаются, придавая бумаге особую прочность и долговечность (скажем, у нашей самой ходовой купюры — сотенной — 9 месяцев).

Для еще большего упрочнения в бумажную массу (специалисты именуют ее композицией) вводят специальные клеи. Добавляются также некоторые средства защиты, например, ворсинки, светящиеся в ультрафиолете. Яснее всего они видны на белом поле нашей 50-тысячной купюры. Еще один возможный компонент — красители; они улучшают видимость водяного знака, а также служат дополнительной защитой. Используются и другие спецдобавки.

"Денежный" лист формируется на цилиндре с натянутой медной сеткой. Нижняя часть его погружена в густой бульон композиции. Цилиндр непрерывно вращается, причем одновременно из него отсасывается воздух. В результате слой бумажной массы налипает на сетку и вытягивается из емкости непрерывным полотном. В конце цикла форсунки сдувают его на суконную ленту транспортера. Проходя затем систему валов, полотно отжимается, сушится, выравнивается, лощится, и готовая бумага сматывается в рулон (или, как говорят специалисты, — роль).

От скорости вращения цилиндра и отсоса воздуха зависит толщина, а значит, и вес бумаги. Для денег это обычно 80 — 90 г/кв.м. При вытяжке густой массы фибриллы, преодолевая ее сопротивление, выстраиваются по направлению движения, почти параллельно друг другу. Поэтому лист труднее всего разорвать поперек. А при сгибании вдоль (то есть по направлению волоконцев) он даже почти не мнется.

Сопротивление на излом — один из основных показателей качества денежной бумаги. Она должна выдерживать 2 — 3 тыс. двойных перегибов; обычная же ломается уже после 20. Прочность листа характеризуется его разрывной длиной при подвешивании и достигает 6 — 7 км.

Формы всех водяных знаков выштамповываются прямо на сетке цилиндра. Над высокими участками ее рельефа толщина бумаги уменьшается, над углублениями — возрастает. И эти места становятся соответственно прозрачнее или темнее на просвет.

Поверхность листа дополнительно проклеивается. В итоге краска на ней лучше закрепляется и хорошо противостоит не только воздействию света, но и различных растворителей — воды, спирта, бензина, даже ацетона.

Можно печатать!

Хитроумная, с множеством секретов, недоступная уголовному миру денежная полиграфия... Каковы же ее отличия от обычной? Вот для начала наиболее значимые.

При создании банкнот чаще всего используют сразу несколько видов печати. К ним относятся и обе основные технологии обычной, массовой полиграфии — офсетная и высокая печать, и гораздо более редкая глубокая (металлографская), и наконец — "чисто денежная", не применяемая больше нигде — орловская. Причем каждым методом создаются строго определенные элементы изображения. Зачем такие сложности? А пусть попробует фальшивомонетчик собрать все нужное оборудование в своей подпольной мастерской .. По тем же причинам изображения на купюрах никогда не воспроизводят растровым способом, то есть разложенными на отдельные точки. Любые линии и другие элементы рисунка здесь всегда абсолютно точно повторяют оригинал.

Сам процесс печати реализуется в двух основных вариантах. Более традиционный — листовой. Рулон денежной бумаги заранее режется на листы нужного формата, и они один за другим проходят через печатные машины. В более новом и производительном варианте — рулонном — бумажное полотно разматывается, непрерывно проходит все полиграфические операции, а затем снова сматывается на роль; режут его уже после. Ясно, что в последнем случае машины должны быть связаны в единый агрегат, как изображено на рисунке внизу. Для листовой печати это тоже возможно (см. цветной разворот), но не обязательно.

Опишем прежде всего традиционную технологию — тем более что она принята и на Гознаке. За подробностями будем следить по рисунку и схеме печатного агрегата на том же развороте (учтите: листы проходят в машинах справа налево).

Итак, начнем с правой части установки, где совмещены секции офсетной и орловской печати. Допустим, печататься должны наши 10-тысячные купюры. Их расположение на девственно белых листах пока что отмечено лишь водяными знаками — по 40 на каждом.

Вот присоски подняли верхний лист и отправили в машину. На обеих его сторонах появилось по 40 одинаковых изображений. На лицевой — офсетное: разноцветный фон, медальон с Сенатской башней Кремля и трехцветным флагом. На обороте — орловское: свой цветной фон из переплетающихся линий, орнаментов, розеток. Как же они создаются?

Офсет — но не простой.

Всякая печать начинается с изготовления печатных форм. И здесь надо сразу отметить еще одно принципиальное отличие денежной полиграфии от массовой. Главная задача последней — как можно точнее воспроизвести заранее заданный во всех деталях оригинал. Для банкнот же сначала делается лишь более или менее общий эскиз, а самые "вкусные", секретные подробности вводятся непосредственно при создании форм. Эта кропотливая ручная работа целого коллектива квалифицированных мастеров — самая сложная и дорогая в любом денежном полиграфическом процессе.

Офсетные формы делаются так. По эскизу лицевой стороны купюры в масштабе 1:1 на стеклянной основе создается несколько диапозитивов, содержащих все элементы будущего рисунка купюры одного цвета. Их как минимум три, но может быть и больше. С них изображения методом светокопирования переносятся на тонкие, гибкие металлические листы с фоточувствительным покрытием. После засветки, проявления и закрепления листы протравливаются кислотой. В результате линии исходного изображения становятся чуть выпуклыми, выступая над вытравленными промежутками.

Готовые формы натягивают на так называемые формные цилиндры печатной машины, смонтированные в единой отодвижной каретке (см. схему на развороте). Накатные валики наносят на них нужные краски, и каждая форма передает свою часть рисунка на общий резиновый цилиндр (полиграфисты именуют его офсетным). На нем элементы всех цветов должны совместиться. Затем полное изображение переходит на бумагу.

Офсетным способом прекрасно воспроизводится прихотливая радужная вязь фона купюры: края всех элементов изображения получаются ровными и четкими. Но вечная проблема офсета — передача плавных цветовых переходов на не-

И. И Орлов.

Деньги, не вышедшие за стены Гознака, сотрудники называют бумагой

 

прерывной линии или едином многокрасочном рисунке. Ведь печатная форма для каждого цвета своя и добиться абсолютного совмещения (приводки) их оттисков на общем цилиндре в принципе невозможно. Как ни пыталась это сделать много лет та же фирма Джиори.

Орловская печать: нигде кроме, как в "деньгопроме'

Этого коренного недостатка офсета лишен способ орловской печати изобретенный в 1890 году инженером Экспедиции по заготовлению государственных бумаг И. И. Орловым (1861 — 1928). Основа орловской машины в одном из ее современных вариантов — одна-единственная печатная форма, контактирующая с цилиндром большого диаметра так называемым сборным. С ним же соприкасаются несколько меньших (шаблонных) цилиндров по числу цветов изображения. На каждом шаблоне выступающим рельефом дана грубая заготовка всех элементов рисунка одного цвета. Они и переносятся на сборный цилиндр. В итоге на нем в нужных местах возникает многокрасочная основа будущего изображения нанесенная пока широкими мазками но зато уже со всеми плавными переходами цветов и оттенков.

Выступающий рельеф печатной формы несет совершенно точное и полное изображение — всю его сложную вязь. И со сборного цилиндра эта единая форма принимает целиком готовую раскраску.

В машине самого Орлова оттиск с формы переходил прямо на бумажный лист. Но затем в нее также ввели промежуточный резиновый цилиндр аналогичный офсетному. В результате появилась возможность объединить оба метода в одной секции и делать оттиски сразу с двух сторон — методом резина к резине Это не только повысило производительность процесса, но и позволило идеально совмещать изображения на обеих сторонах что опять-таки затрудняет подделку.

Царица денежного дела — металлография.

Но пора нанести на наши купюры недостающие элементы рисунка. То есть подать лист в машину глубокой (металлографской) печати изображенную в левой части агрегата на развороте.

Формы для нее делаются в технике классической гравюры по металлу или офорта. В первом случае мастер вручную гравирует рисунок штихелем непосредственно на полированном листе меди. Это авторский оригинал хранящий неповторимый почерк гравера. Так создают наиболее сложные недоступные для подделки, высокохудожественные изображения — чаще всего портреты.

Во втором случае медь покрывают защитным лаком и процарапывают по нему штрихи офортной иглой. Затем они протравливаются кислотой и там где лак был снят в металле ос таются углубленные бороздки

В такой технике изображения чаще создаются не вручную а механически. Это так называемые гильоши — сложные машинные узоры в виде розеток или сеток не воспроизводимые иным методом. Неподвижная тонкая игла или штихель (ныне используют также лазер) нависает над подвижным в горизонтальной плоскости столом, где закреплен медный лист. Повинуясь шаблону или программе, стол выписывает замысловатые петли, синусоиды спирали а режущий инструмент точно повторяет их на листе (Заметим что подобные розетки изготовляются и для орловской и для офсетной печати). Кроме того подобным способом создаются оригиналы различных надписей в том числе микротекстов.

Затем гравюра, все гильоширные элементы и надписи компонуются вместе в так называемый оригинальный штемпель. Снятые с него гальванокопии объединяют в групповую форму по числу оттисков купюр на листе. А с нее на автоматизированной гальваноустановке тиражируют никелевые печатные формы (интересно что толщина этих форм всего 0,8 мм).

Натянутая на цилиндр форма принимает в свои углубления краски нужных цветов. То что попало на гладкие (пробельные) участки тщательно стирает механизированная тряпка — вишерная система. Печатный цилиндр с большим усилием прижимает бумагу к формному затем лист сушится переворачивается и пропечатывается с оборотной стороны.

Металлографский оттиск имеет ряд уникальных особенностей. Варьируя глубину и ширину штрихов гравюры на нем удается воспроизводить широчайший диапазон полутонов (например с одной синей краской — от почти голубого до иссиня-черного). Но самое главное — линии оттиска можно сделать рельефными. Чем глубже бороздка печатной формы тем больше набивается в нее краски и в то же время — тем глубже вжимается туда бумага. В итоге оттиснутые штрихи или знаки обретают легкую выпуклость а на обороте можно даже рассмотреть вдавленные следы. Такова надпись БАНК РОССИИ на лицевой стороне 50-тысячной банкноты. Подобный эффект достижим только на настоящих металлографских машинах печатные цилиндры которых способны создавать большие давления.

Недаром именно глубокая печать считается обязательной на всех сколь-нибудь крупных купюрах. А на долларах например до сих пор печатают только металлографские изображения.

 

Итак деньги сделаны' Теперь их путь — на бронированной машине в банк, а оттуда — к нам с вами Каждому как говорится, по труду

 

 

©   При использовании этих материалов ссылка на сайт "Бонистика" www.bonistikaweb.ru обязательна

 


; Цены на деньги России