на главную страницу

 Форум, доска объявлений

 

    Техника-молодежи 1994, №11, С.I-XVI.

http://www.technicamolodezhi.ru

От «зайчика» до сома

Олег ПАРАМОНОВ,

коллекционер

 

Ни для кого не секрет, что обладание собственной валютой — вопрос не только экономики, но и национального престижа! За какие-то 2 — 3 года (большинство бывших республик СССР обрело независимость в августе 1991-го) на территории так называемого Ближнего Зарубежья появилось столько новых валют, что сориентироваться во всем этом изобилии временных и постоянных дензнаков без справочного пособия для неспециалиста крайне затруднительно.

Краткий обзор бумажных денег, выпущенных в республиках бывшего СССР по август 1994 г. включительно, не претендуя на роль  научного  справочника, предлагает некий минимум прагматической информации — для тех, кому хотелось бы не гадать, а твердо знать, что за банкноту держишь в руках... Любознательный читатель, несомненно, отметит для себя символы национальной гордости, украшающие новые дензнаки. Поясним понятие лицевой и оборотной сторон купюры. Различие это идет от монет, на аверсе которых некогда чеканили герб или иной символ, на реверсе же указывали номинал. Однако со временем старое правило утратило непременную силу, и ныне лицевой (аверсом) считается та сторона денежного знака, что несет больше информации об эмитенте.

 

БЕЛОРУССИЯ: ПОСТОЯННЫЕ ВРЕМЕННЫЕ ДЕНЬГИ.

Довольно быстро обнаружилось, что наличной денежной массы в республике попросту не хватает для обслуживания народного хозяйства — каковое обстоятельство и вылилось к 1992-му в острый кризис наличности. Тогда правительство решило выпустить в обращение так называемые расчетные билеты национального банка; о национальной валюте — по крайней мере на тот момент — речь не шла, и новенькие билеты предназначались к хождению параллельно с купюрами советского образца.

Итак, в начале 1992 г. появились купюры номиналами 50 коп., 1, 5, 10 и 50 рублей, а осенью — номиналы 3,25 и 100 рублей. В обращении курс расчетного билета к сов-рублю установили 1:10, т.е. белорусский рубль изначально был вдесятеро дороже.

На лицевых сторонах купюр этой серии щедро представлена типичная фауна региона. На серо-голубом фоне номинала 1 рубль гордо красуется заяц-русак — ему-то новые дензнаки и обязаны ласковым именем "зайчики" (в знак почтения сообщим научное название зверюшки — Lepus europaeus). Далее следуют по возрастающей: парочка бобров на зеленом (3 руб.), пара волков на сине-розовом (5), лось на оранжевом (25), бурый медведь на темно-фиолетовом (50) и могучий зубр на зелено-коричневом (100). На 50-копеечном билете оранжево-розового цвета — симпатичная белка; встречаются купюры с вариантами оттенков изображения.

Оборотные стороны разных номиналов имеют различную расцветку, но одинаковое изображение: год выпуска "1992" и герб Республики Беларусь, официально называемый "Погонь". Он практически идентичен литовскому (сказались давние исторические связи этих народов): скачущий всадник с поднятым над головой мечом и щитом, украшенным крестом с двумя перекладинами.

*** Все серии белорусских дензнаков отпечатала по заказу московская фабрика Гознака. Билеты первой серии выполнены на хорошем полиграфическом уровне и неплохо защищены: бумага с вкрапленными цветными волокнами и водяным знаком в виде узора (на 5-, 50- и 100-руб-левых купюрах горизонтального, на прочих вертикального) и фон в виде ажурной сетки с плавными переходами цветов значительно затрудняют подделку.

Поскольку покупательная способность рубля неуклонно падала, 4 декабря того же 1992-го в обращение пустили расчетные билеты достоинством 200 и 500 рублей. С лицевых сторон этой серии представлены виды столицы Белоруссии Минска: на 200-рублевой купюре — ансамбль зданий Привокзальной площади, построенных в 1947 г. (архитекторы Б.Р.Рубаненко, Л.С.Голубовский, А.Р.Корабельников); на 500-рублевой — памятник солдатам Советской Армии и партизанам, павшим в боях за освобождение Белоруссии (скульпторы З.И.Азгур, А.К.Глебов, С.И.Селиханов, А.О.Бембель).

*** Билеты отпечатаны на бумаге, применявшейся ранее для чеков Внешпосылторга, с водяным знаком в виде меандра.

Когда, вслед за Россией, Белоруссия изъяла из обращения купюры образца 1961 — 1992 гг., единственным законным платежным средством на ее территории остались билеты национального банка. Перерасчета цен не было, и реальная стоимость "зайчиков" по-прежнему в 10 раз превышала их номинал.

6 декабря 1993-го вышла купюра, датированная "1992", достоинством 1000 рублей (10 000 бел. руб.), на лицевой стороне которой, в продолжение серии, изображен украшенный колоннадой Главный корпус Академии наук Беларуси постройки 30-х гг.

Наконец, 6 апреля 1994-го появилась самая крупная, 5-тысячная купюра (50 000 бел. руб.); на лицевой стороне, в красно-лиловых и зеленоватых тонах, — вид на старое Троицкое предместье с величественным православным собором Св. Духа (ранее — костел Св. Доминика).

*** Эти крупные номиналы снабжены дополнительной защитой: в бумагу с водяным знаком впечатана магнитная лента, на билете достоинством 5000 руб. с лицевой стороны по периметру квадрата с национальным орнаментом выполнена микрошрифтом повторяющаяся надпись "5000 руб".

Летом 1994-го стало ясно, что затянувшиеся белорусско-российские переговоры касательно общей рублевой зоны к конкретным результатам, удовлетворяющим обе республики, так и не привели. 15 августа кабинет министров и национальный банк Беларуси приняли решение о деноминации расчетных билетов с 20 августа 1994 г. в сторону уменьшения в 10 раз, ликвидировав тем самым расхождение между номиналом дензнака и его фактической покупательной способностью. По мнению экспертов, это первый реальный шаг к реабилитации и укреплению собственной валюты, которой фактически стали "зайчики".

Официально, однако, расчетные билеты национального банка Беларуси остаются временным платежным средством. Вопрос о введении постоянной национальной валюты — белорусского талера, отложенный в ожидании предполагаемого объединения денежных систем России и Белоруссии, по-видимому, вновь обретает актуальность... По крайней мере правительство не спешит опровергнуть упорные слухи об отпечатанных в Германии новеньких талерах, ждущих своего часа в военных хранилищах под Минском. Что ж, поживем — увидим.

 

УКРАИНА: КАРБОВАНЕЦ ИЛИ ГРИВНА?

Украинское правительство уже в 1991-м поспешило подкрепить суверенность республики выпуском временных денежных знаков национального банка — купонов, а для денежной единицы установило наименование "карбованец".

Изначально карбованцами называли рублевые монеты, чеканившиеся на протяжении нескольких десятилетий XVIII в.: вместо обычных надписей по гурту (ребру) монеты пускали косые насечки — по-украински "карбы". В период с 1917-го по 1920-й правительство Украинской Народной Республики именовало свои денежные знаки "гривной" и "карбованцем". Оба термина имеют исторические корни и вполне соответствуют национальному духу.

Купоны первой серии, выполненные на бумаге с водяным знаком, вышли номиналами от 1 до 100 крб. Все они без номеров, датированы "1991" и идентичны по рисунку, отличаясь лишь цветом печати. На лицевой стороне изображена Лыбедь — одна из фигур памятника легендарным основателям "матери городов русских"; с оборотной стороны на фоне узорной виньетки — вид Софийского собора.

*** Купоны этого и всех последующих выпусков отпечатаны во Франции. Расцветка купюр первой серии: светло-коричневая печать на желтом фоне (1 крб), серо-зеленая на желтом (3), сине-фиолетовая (5), розовая (10), фиолетово-лиловая (25), зеленая (50), шоколадно-коричневая (100).

В 1992-м вышла вторая серия купонов номиналами от 100 до 1000 крб; они отличаются более яркими тонами, имеют дату "1992", шестизначный номер и сложное, четырех- или пятизначное, обозначение серии. Кроме бумаги с водяным знаком, предусмотрена дополнительная защита от подделки в виде круглого медальона, в котором на просвет виден темный кружок с оборотной стороны: он должен находиться точно в центре круга. На лицевой стороне купонов второго выпуска полностью показан памятник основателям Киева Кию, Хориву, Щеку и сестре их Лыбеди; изображение Софийского собора с оборотной стороны купонов выполнено в цвете, преобладающем на лицевой.

*** Расцветка купюр второй серии: оранжевая печать на лиловом фоне (100 крб), серо-коричневая (200), серо-зеленая (500), красно-фиолетовая и светло-зеленая на лиловом фоне (1000).

Серию 1992-го дополнили купоны номиналами 2000 и 5000 крб, датированные "1993" — они имеют шестизначный номер. Их оформление в целом повторяет предыдущий выпуск, за исключением небольшой, но знаменательной детали: на лицевой стороне вместо круглого защитного медальона красуется геральдический щит с изображением трезубца — государственного герба Украины.

Символ этот, уходящий корнями в глубокую старину, был объявлен государственным гербом Украинской Народной Республики 1 марта 1918 г. На серебрениках (монетах эпохи Владимира Святого) трезубец фигурирует в качестве знака династии Рюриковичей. Существует любопытная гипотеза историка О. Рапова, связывающая загадочный символ со стилизованным изображением сокола, бывшего некогда тотемом рода, от которого вела происхождение семья Рюрика.

*** Расцветка купюр: голубая и оливково-зеленая печать на бирюзовом фоне (2000 крб), красно-оранжевая на бирюзовом (5000).

В 1993-м один за другим являются в свет купоны достоинством 10 000, 20 000, 50 000 и 100 000 крб, снабженные впечатанной в бумагу защитной полосой; они крупнее предыдущих и отличаются от них рисунком обеих сторон. На лицевой стороне всех купюр — фрагмент памятника св. Владимиру, что воздвигнут в 1853 г. над Днепром, близ Златоверхого монастыря, по проекту архитектора К.А.Тона, скульпторов П.К.Клодта и В.И.Демут-Малиновского: святой изваян с крестом в одной руке и шапкой Мономаха в другой; кирпичный пьедестал памятника облицован чугунными горельефными изображениями сцен легендарного крещения Руси. С оборотной стороны всех купюр показано здание Киевского Государственного банка.

В начале 1994 г. выпущена в обращение 200-тысячная купюра. Стилистически она повторяет серию предыдущего года, но компоновка рисунка лицевой стороны изменена, а с оборотной можно полюбоваться красочным изображении Киевского Оперного театра.

По имеющимся данным, к выпуску готовится купон достоинством в полмиллиона карбованцев. Уже некоторое время наблюдатели ожидают введения постоянной украинской денежной единицы — гривны. Однако мероприятие это дорогостоящее, и решиться на подобный шаг в условиях жесточайшего экономического кризиса непросто.

 

ЛИТВА: СТРОГО ПО ПЛАНУ!

В республике, которая провозгласила независимость 11 марта 1990 г., программа перехода к национальной валюте, разработанная управляющим Национальным банком Литвы Вагнорюсом, проведена в несколько этапов.

С целью постепенного изъятия находящихся в обращении советских рублей в 1991-м местными усилиями были выпущены временные денежные знаки, именовавшиеся талонами Литовской республики официально и "вагнорками" в быту. Термин "рубль" решительно выбросили из обихода, так что переходная денежная единица осталась вообще без названия.

Кратные доли талона — малого размера желтые купюры номиналами 0,1, 0,2 и 0,5 — использовались в качестве разменной монеты. С лицевой стороны крупными белыми цифрами на фоне ветвей обозначен номинал, на обороте — год выпуска "1991" и герб Литовской республики.

Гербом Великого княжества Литовского первоначально служило изображение креста вкупе с наконечником копья, позднее — так называемый патриарший крест с двумя перекладинами. В XV в. на гербе появился "Витис" — стремительно скачущий всадник с занесенным мечом, а патриарший крест переместился на щит рыцаря (сравните с нынешним белорусским); в этом-то виде он и был принят в качестве государственного символа.

*** Разменные знаки известны в двух вариантах: с предупреждающей о наказании за подделку надпечаткой в три строки и без оной (кроме 0,2 талона).

Остальные талоны выпуска 1991 г. — довольно крупные, широкие купюры одинакового размера — на лицевой стороне имеют обозначение номинала на фоне растительных мотивов, справа на белом поле — изображение герба. На водяном знаке всей серии — родовой герб династии Ягеллонов "Колюмны", один из символов литовской государственности.

Как и на белорусских расчетных билетах, на литовских талонах — с оборотной стороны — широко представлена типичная фауна региона: ящерицы на желтом фоне (1), серые цапли на зеленом (3), сокол на синем (5), куницы-белодушки на красно-коричневом (10), рысь на фиолетовом (25), лось на зеленом (50), зубр на травянисто-зеленом (100).

*** Встречаются две модификации купюр: с надписью на лицевой стороне под номиналом и без нее.

В 1992-м последовала вторая эмиссия; талоны этой серии меньше предыдущих и оформлены иначе. На лицевой стороне всех купюр — государственный герб и год выпуска "1992"; цифры номинала изображены на фоне веток и листьев. Оборотная сторона продолжает мотивы первой серии: пара бекасов на коричнево-оранжевом (1), кукушка в гнезде на коричневом с охрой (10), токующий глухарь на темно-зеленом (50), пара куниц на серо-лиловом (100), благородные олени на красно-коричневом (200) и бурый медведь на коричнево-фиолетовом (500).

*** Талоны 1991 г. были изъяты, но позднее, когда наметился кризис с наличностью, их вновь пустили в ход.

В начале 1993-го дополнительно отпечатали модификации талонов номиналами 200 и 500, несколько большего размера и с иным изображением на оборотной стороне: пара оленей на фиолетовом фоне (200), пара волков на серо-голубом (500). Последняя купюра не успела послужить народу и двух месяцев, как объявили об окончательном введении национальной валюты — лита.

Курс новой денежной единицы четко привязан к американскому доллару в отношении 4:1. В 1993-м выпущены в обращение банковские билеты достоинством 10, 20, 50 и 100 литов, отпечатанные по заказу американской фирмой USBN и датированные "1991". Лицевые стороны украшают портреты замечательных людей; среди них — авиаторы Дариус и Гиренас, трагически погибшие при перелете над Европой на моноплане "Литуаника" (10 литов); епископ Майронис, профессор Каунасской духовной семинарии и поэт-романтик (20); Йонас Басанавичюс, ученый и общественный деятель, выходец из среды крепостных, чей профиль мы находим на довоенной 5-литовой монете Литовской республики (50); Симонас Даукантас — историк и писатель, составитель словарей и знаток литовского фольклора (100). На оборотной стороне купюр преобладает архитектурная тематика: так, на 100-литовой купюре с высоты птичьего полета запечатлен ансамбль Вильнюсского университета, сложившийся в XVIXVIII вв.

*** Подготовленные к выпуску номиналы 500 и 1000 литов так и остались в проекте. Отпечатанные на посредственной бумаге, денежные знаки первого выпуска быстро приходили в негодность, да и защита оставляла желать лучшего.

Новая эмиссия была осуществлена в 1993-м; на этот раз заказ выполнила — на высочайшем уровне специальной полиграфии — английская фирма Thomas De La Rue. Многокрасочные купюры имеют водяной знак и впечатанную магнитную ленту с микрошрифтом, в центре каждого билета посредством специальных красителей нанесены цифры номинала, видимые при ультрафиолетовом освещении. Техника металлографии, придающая купюре характерную "рифленую" на ощупь поверхность, и филигранная точность гравировки обеспечивают высокую степень защиты от подделки. Датированные "1993", билеты этой серии пущены в обращение в начале 1994-го; выглядят они весьма элегантно и в основном повторяют изображения предыдущего выпуска.

В дополнение к ранее ходившим» номиналам, взамен неудобных монет, выпущены 2- и 5-литовые купюры, а с 1 марта — билет достоинством в 1 лит (датирован "1994"). Лицевые стороны малых номиналов продолжают серию портретов замечательных людей, а оборотные — архитектурные мотивы.

На лицевой стороне купюры в 1 лит изображена воспевшая нелегкий крестьянский труд и быт писательница Юлия Жемайте, которая 30 лет вела хуторское хозяйство вместе с мужем, бывшим крепостным; на обороте — уголок старой Литвы с мирной сельской церквушкой. На 2-литовом билете — портрет литератора и просветителя Мотеюса Валанчюса, с оборотной стороны — Тракайский замок XV в. на острове озера Гальве.

Следует признать, что отпечатанный на дорогой бумаге, изящно оформленный лит твердо стоит на ногах; переход к национальной валюте проведен удачно.

 

ЛАТВИЯ: ДОРОГОСТОЯЩАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ ЛАТА

Летом 1992-го, когда нехватка наличности грозила вылиться в серьезный социальный кризис, Комитет по денежной реформе во главе с премьер-министром Годманисом принял вынужденное решение о выпуске временных денежных знаков. Латвийский рубль имел хождение наравне с российским и обменивался на него один к одному. В народе его окрестили "репшиком" — по фамилии президента банка Латвии Эйнарса Репше.

Новое платежное средство, судя по всему, отпечатали местными усилиями: вначале номиналы в 1, 5, 20, 50, 200 и 500 латвийских руб., позднее в 2 и 10 руб. На лицевой стороне купюр помещена в фигурной рамке надпись на латышском языке: "Временный денежный знак банка Латвии" и указан год выпуска "1992"; под номиналом билета, выписанным на латышском языке, помещены факсимильные подписи президента и кассира латвийского банка. С оборотной также обозначен номинал.

*** Выполнены билеты в разных цветах: фиолетовый на желтом фоне, с оборотной стороны — коричневый на желто-зеленом (1 руб.); фиолетовый на оранжево-коричневом (2); темно-синий на голубом и желто-оранжевом, с оборота — черно-синий на голубом (5); темно-фиолетовый на красно-оранжевом (10); фиолетовый на розово-лиловом (20); темно-зеленый на бирюзово-розовом (50); зеленовато-черный на желтом и зеленоватом, фон оборотной стороны розово-голубой (200); фиолетово-коричневый на серо-оранжевом (500).

Отпечатанные на бумаге довольно низкосортной, но все же с водяными знаками, латвийские рубли в определенной степени защищены применением особой техники печати, обеспечивающей высокую точность изображения; использована также спецкраска для нумераторов, придающая бумаге характерный оттенок.

Вытеснив постепенно из обращения российский рубль, "латвияс рублис" был объявлен единственным законным платежным средством на территории республики. В то же время подготовка к введению национальной валюты шла полным ходом. Наконец в 1993-м прошла денежная реформа: временные дензнаки обменяли на постоянные — латы — в соотношении 200:1.

Датированные "1992", новые банкноты отпечатаны в Германии на высочайшем уровне специальной полиграфии: особая бумага с водяными знаками, впечатанная металлизированная лента, точная графика рисунков, плавные переходы цветовых оттенков, использование микрошрифтов и техники металлографии — все это обеспечивает высокий уровень защиты от подделки.

В обращение выпущены банковские билеты в 5, 10 и 20 латов. На них красуется старый герб Латвийской республики, три звезды которого символизируют исторические области Видземе, Курземе и Латгале. Водяной знак — девичья головка в национальном уборе — повторяет изображение с довоенной 5-латовой монеты (в народе юную красавицу прозвали популярным именем Милда).

Лицевая сторона билета достоинством в 5 латов украшена одним из древнейших символов Латвии — вековым дубом ("озолс"); в оформлении преобладают оттенки нежно-зеленого цвета. На фиолетовом фоне 10-латовой купюры — мирный пейзаж с видом на Даугаву, изображение хутора украшает номинал в 20 латов. С оборотной стороны на купюрах представлены национальный орнамент, украшения, мелкая пластика. Завершат серию билеты в 50 и 100 латов — их готовят к выпуску. Чтобы оценить благородство цветовых оттенков, фактуру бумаги, великолепную гравировку новых денежных знаков, не надо быть специалистом. Курс лата очень высок, инфляция практически отсутствует. Однако жесткая монетаристская политика имеет и свои минусы — объем экспорта уменьшается, уровень заработной платы весьма низок.

 

ЭСТОНИЯ: ЭЛЕГАНТНАЯ КРОНА

Осенью 1992-го Банк Эстонии выпустил в обращение новые денежные знаки номиналами 1,2,5, 10, 25 и 100 крон. В качестве национальной валюты крона появилась в 1928-м, заменив ходившие тогда в республике эстонские марки. Выбором названия денежной единицы правительство подчеркнуло преемственность нового государства Эстонской республике 1919 - 1940 гг.

*** Банковские билеты, отпечатанные по заказу в Германии, выполнены на высоком полиграфическом уровне и неплохо защищены: в бумагу с водяным знаком впечатана защитная лента, использована техника металлографии.

Билеты в 1 и 2 кроны, датированные "1992", имеют двухлитерную серию и семизначный номер. Встречаются купюры, на которых вместо литер серии проставлена звездочка — они выпущены взамен отбракованных (подобная практика — replacement — принята в США, Финляндии и некоторых других странах); при номиналах от 5 крон и выше замененные купюры помечают литерами ZZ.

На лицевой стороне купюры в 1 крону изображен известный художник-график Кристьян Рауд, иллюстрировавший в конце прошлого века в своеобразной стилевой манере народный эстонский эпос "Калевипоэг"; 2-кроно-вую украшает портрет Карла Бэра, основоположника современной эмбриологии, естествоиспытателя и путешественника. На оборотной стороне билетов в овальных медальонах — рисунки, повторяющие изображения на довоенных 2-кроновых монетах: замок Тоомпеа с башней "Длинный Герман" и здание Тартуского университета.

Банкноты достоинством от 5 крон и выше датированы "1991", но выпущены в обращение одновременно с меньшими номиналами, от которых несколько отличаются оформлением. Водяной знак изображает трех идущих львов: символ этот (еще в XIV в. заимствованный из герба Дании) является центральным изображением герба, принятого в 1918-м Эстонской республикой. Лицевые стороны банкнот продолжают серию портретов выдающихся людей, на обороте — пейзажи и архитектурные мотивы.

На 5-кроновом билете, на фоне шахматной доски с резными фигурами, изображен Пауль Керес, гроссмейстер СССР и многократный чемпион Эстонии. На билете в 10 крон — портрет фольклориста, языковеда и общественного деятеля Якоба Хурта, уделявшего большое внимание нормализации родного эстонского языка. На 25-кроновом билете — писатель, гуманист и демократ Антон Хансен, известный под псевдонимом Тамсааре, на 100-кроновом — лирическая поэтесса Лидия Койдула.

Что касается оборотных сторон, отметим многозначительный, мастерски выполненный рисунок на 5-кроновой купюре, изображающий разделенные пограничной рекой города — эстонскую Нарву и российский Ивангород (Ленинградская область). На билете в 100 крон можно полюбоваться на гранитный утес и бьющиеся в него волны хмурой Балтики.

На лицевой стороне выпущенной позднее банкноты в 500 крон — портрет просветителя-демократа Карла Роберта Якобсона, переводчика Шиллера и Гете; на оборотной над лесами и озерами летит маленький быстрый стриж — один из символов Эстонии.

 

МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ: ДЕНЕЖКИ ВРОЗЬ

Первым шагом республики Молдова к национальной валюте стал выпуск временных купонов. В 1992 г. появились только две купюры — номиналами 50 и 200 купонов. Отпечатанные самостоятельными усилиями на довольно плохой бумаге с едва различимыми водяными знаками, купоны имеют очень бледные цветовые оттенки: серовато-зеленый (50) и серовато-синий (200). С их лицевой стороны, на фоне ажурного узора, представлен современный герб Молдовы в виде орла с гербовым щитом на груди. Внешне орел очень похож на аналогичный символ с довоенного герба Румынии, но без короны, а вместо меча держит оливковую ветвь.

*** С XIV в. символом Молдовы была желтая либо коричневая голова зубра, увенчанная многолучевой (от 5 до 8) звездой меж рогов, с полумесяцем и солнцем (изредка розой) по бокам. Орел же с крестом в клюве издревле являлся символом Валахии.

 

В начале 1993-го выпущены купоны более крупного достоинства, стилистически повторяющие оформление серии 1992-го. Они крупнее размером, довольно длинные, в верхнем углу белого поля — монограмма Национального Банка Молдовы.

*** Цвета купюр: бледно-голубой на желтом фоне (1000), кирпично-красный на зеленом (5000).

На оборотной стороне купонов обоих выпусков изображена Сорокская крепость XVI в.

Одновременно с купонами 1993 г. Национальный Банк выпустил в обращение банковский билет в 5 лей — шаг скорее политический, чем имеющий какое-либо практическое значение. Как денежная единица лей появился в Румынии в 1867 г., и там это название стало традиционным.

Осенью 1993-го Банк Молдовы обменял населению наличные деньги из расчета 1000 купонов за 1 лей, причем "опередившая время" 5-леевая купюра также была изъята из обращения вместе с отслужившими свое купонами.

Новые банковские билеты украсил портрет господаря Молдовы Стефана III Великого (в 1467 г. разгромил вторгшуюся в страну венгерскую армию, в 1475-м обратил в бегство турецких захватчиков; дочь свою Елену "Волошанку" выдал замуж за сына Ивана III — Ивана Ивановича Молодого). На оборотной стороне билетов — изображение средневекового замка в Сороках. Датированные "1992", они при одинаковом размере и изображении выполнены в различных расцветках.

*** Их цвета: желто-коричневый (1 лей), сине-фиолетовый (5), кирпично-красный (10).

В 1994 г. проведена очередная эмиссия: банкноты этого выпуска имеют высокую степень защиты, обеспеченную бумагой с впечатанной защитной лентой и водяным знаком на белом поле в виде портрета Стефана Великого. Его же портрет по-прежнему украшает лицевую сторону каждой банкноты, а на обороте изображены исторические и архитектурные памятники Молдовы; среди них — церковь Успения монастыря Каприяны, монастырь в Старом Орхее и другие,

*** Отпечатаны по заказу во Франции. Цвета купюр: лимонно-желтый (1 лей), светло-голубой (5), розово-красный (10), зелено-желтый (20), красно-коричневый (50).

Национальный банк жестко привязал курс молдавского лея к американскому доллару в соотношении 4:1. Проблемы, возникающие при чрезмерной, если можно так выразиться, дороговизне национальной валюты небольшой и небогатой страны, аналогичны существующим в странах Балтии.

С лета 1993-го на территории Приднестровья купюры с Лениным по-прежнему сохраняли покупательную способность, так что изо всех регионов бывшего СССР туда вагонами пошла обесцененная денежная масса.

Правительство Приднестровской Молдавской Республики признать "чужой" молдавский лей не пожелало, с целью же оградить республику от дальнейшего наплыва вышедших из обращения рублей образца 1961 — 1992 гг. было решено наклеивать на старые купюры марки, подтверждающие их платежеспособность (идея, вообще говоря, не новая — это делалось в послевоенное время в Германии, Венгрии, Чехословакии, Китае).

Разноцветные марки с портретом особо чтимого в Приднестровье полководца Александра Суворова отпечатала по заказу московская фабрика Гознака. По мнению осведомленных лиц, подделать подобную марку не составляет особого труда... "Приднестровские" рубли тут же, естественно, прозвали в народе "суворовками".

 

*** На марке цифрами иного цвета обозначен номинал: розовая с зеленым изображением номинала (10 рублей), бежевая с красным (25), салатовая с красным (50), голубая с черным (100), лимонная с зеленым (200), лиловая с синим (500), горчично-желтая с коричневым (1000), серо-голубая с фиолетовым изображением (5000), желтая с темно-фиолетовым (10 000).

С 20 августа по 1 октября 1994 г. проведен обмен "су-воровок" на купоны (из расчета 100 старых рублей за 1 новый купон). Купюры номиналами 50, 100, 200, 500 и 1000 рублей на лицевой стороне украшены изображением памятника основателю Тирасполя А.В.Суворову, надпись "Приднестровский банк" повторена на трех языках — русском, молдавском и украинском; на обороте — Дом правительства.

*** Отпечатаны на московской фабрике Гознака. Завершить серию предполагается купюрой достоинством 5000 руб.

 

ГРУЗИЯ: ДО НАЦИОНАЛЬНОЙ ВАЛЮТЫ ЕЩЕ ДАЛЕКО

О введении временных дензнаков — купонов — правительство Грузии объявило 2 марта 1993 г., и уже 6 апреля жители Тбилиси увидели новые бумажные деньги. Переходная денежная единица официального названия не имеет, в народе же именуется "лари" ("наличные"). *** Все серии грузинских купонов отпечатаны по заказу во Франции.

Первые купоны выпустили номиналами 5, 10, 50, 100, 500, 1000, а также 5000 и 10 000; все они имеют одинаковое изображение, но различаются по цвету. На оборотной стороне изображен древний грузинский город Вардзия, вырубленный в скалах в годы правления Георгия III и его дочери царицы Тамары. С лицевой мы видим достопримечательности столицы Грузии: слева — вид исторического центра Моэдани на фоне горы Мтацминда ("святая гора"), где возвышается телебашня Андза; на переднем плане справа — памятник царю Иберии (Картли) Вахтангу I, который перенес столицу в Тбилиси из древней Мцхеты.

*** Согласно красивой легенде, царь подстрелил на охоте птицу, а та упала в озеро, питаемое горячим источником. Когда добычу выловили из воды, она уже сварилась! Пораженный Вахтанг якобы тут же и повелел заложить на этом месте город Тбилиси (что означает "теплый источник").

В дополнение к первому выпуску позднее отпечатали ту же серию, но с небольшой модификацией: цифровое обозначение номинала с обеих сторон купюры ограничено фигурными скобками, поскольку появилось множество подделок, выполненных элементарным способом — подрисовыванием добавочных нулей. Когда готовилась вторая эмиссия, надобность в мелких дензнаках еще не отпала, и дополнительно отпечатали купоны номиналами 1 и 3; однако инфляция быстро вывела их из обращения.

Все купоны первого и второго выпусков выполнены на бумаге с водяным знаком, имеют шестизначный номер и сложное обозначение серии: в числителе — ее номер, в знаменателе — номер эмиссии (1 или 2). Купюры небольшого размера выглядят аккуратно и строго, отличаясь расцветкой.

*** Их цвета: красно-оранжевый на лиловом фоне (1), фиолетовый (3), шоколадный (5), зеленовато-коричневый (10), светло-голубой (50), зеленовато-серый (100), снова фиолетовый (500), синевато-серый (1000), зеленый (5000) и фиолетово-красный (10 000).

Осенью 1993-го появились новые купоны — номиналами 250, 2000, 3000 и 20 000, выполненные совершенно в ином стиле, на более высоком полиграфическом уровне и с лучшей защитой от подделки. По мнению экспертов, купоны данной серии были задуманы как прототип грузинской национальной валюты. На их лицевой стороне в круге, который поддерживают два грифона, находится стилизованное изображение солнца; с оборотной номинал выписан вертикально в обрамлении гроздей винограда.

*** Датированы "1993". Цвета купюр: голубой (250), серо-зеленый (2000), шоколадно-коричневый (3000), фиолетово-лиловый (20 000).

Уже к концу 1993 г. инфляция вынудила банк Грузии пустить в обращение денежные знаки номиналами 25 000, 50 000 и 100 000; по оформлению они повторяют первые выпуски, но более крупного формата.

*** Датированы "1993". Цвета купюр: красно-оранжевый (25 000), красно-коричневый (50 000), зеленовато-бурый (100 000).

Сейчас, в ситуации жестокого экономического кризиса, введение в Грузии постоянной валюты весьма маловероятно. В середине июля из Франции поступила очередная партия 50- и 100-тысячных купонов. Если дело дойдет до номинала в 1 млн. — что ж, по нынешнему курсу купона это всего лишь чуть более доллара.

 

АРМЕНИЯ: ГОРДОСТЬ НАЦИИ - ДРЕВНЯЯ КУЛЬТУРА

Долгое время единственным платежным средством на территории республики оставались советские рубли. И вот в 1993-м Банк Армении подготовил и выпустил в обращение денежные знаки национальной валютной системы. Денежная единица получила название "драм" (по-видимому, восходящее к эллинистической драхме), а разменная монета — "лум" (1 драм = 100 лумов).

*** По официальным данным, заказ выполнен в Германии.

Отпечатанные с применением специальных красителей, высокоточных технологий и с широким использованием микрошрифтов, билеты банка Армении имеют достаточно высокую степень защиты. На белом поле каждой купюры — водяной знак в виде герба Армении. В розетке при определенном угле зрения в отраженном свете проявляются цифры номинала. На всех банкнотах выпуска 1993 г. разное изображение.

На лицевой стороне 10-драмо-вого билета — памятник легендарному герою народного эпоса Давиду  Сасунскому  работы скульптора Ерванда Кочара, установленный в Ереване в 1958 г. С оборотной изображена гора Арарат, один из символов армянской государственности (слившиеся основаниями два конуса потухших вулканов — Большой Арарат, или Масис, и Малый Арарат — ныне принадлежит Турции).

На билете в 25 драмов с лицевой стороны представлены табличка с клинописным текстом и фрагмент архитектурного фриза из крепости Эребуни с изображением льва (развалины крепости, построенной царем Аргишти на севере государства Урарту в начале VIII в. до н.э., были обнаружены при раскопках на холме Арин-Берд на северной окраине Еревана). На обороте — национальный орнамент. На лицевой стороне купюры в 50 драмов — здание Государственного исторического музея и Национальной галереи. Знаменитая картинная галерея Армении основана в 1921 г., ныне в ней хранится свыше 16 тыс. разнообразных произведений искусства. На обороте — здание Парламента республики Армения.

Билет в 100 драмов с лицевой стороны демонстрирует рисунок-реконструкцию храма Звартноц, прекрасного образца армянского зодчества эпохи раннего средневековья (руины его обнаружены в начале нынешнего века), послужившего прототипом многих архитектурных сооружений. На обороте — Театр оперы и балета.

200-драмовый билет с лицевой стороны представляет церковь Рипсимэ — резиденция католикоса армяно-григорианской церкви в Эчмиадзине; город этот, название которого означает "Сошествие спасителя", является средоточием памятников старинной архитектуры и главным религиозным центром Армении. На обороте — орнамент.

Лицевая сторона купюры в 500 драмов показывает, на фоне контурного изображения Большого Арарата, древнюю монету — тетрадрахму Тиграна II, при правлении которого (95 — 56 гг. до н.э.) Великая Армения достигла наибольшего могущества. На обороте — раскрытая рукописная книга с лежащим поверх нее гусиным пером и начальные буквы армянского алфавита, разработанного просветителем Месропом Маш-тоцем в 405 — 406 гг.

Билеты банка Армении, неярких тонов и внешне неброско оформленные, впечатляют благо родной уравновешенностью формата и композиции.

 

АЗЕРБАЙДЖАН: ТРИ ОГНЯ НАД ДЕВИЧЬЕЙ БАШНЕЙ

Эта республика одной из первых перешла на национальную валюту; денежная единица Азербайджана получила название "манат". Новые дензнаки — отпечатанные цветоустойчивыми красками с чистыми тонами на высоком уровне специальной полиграфии — выпущены в обращение в 1992 г. Они хорошо защищены от подделки: тонкая эластичная бумага имеет впечатанную магнитную ленту и водяной знак в виде трех огней (зо-роастрийский символ, изображаемый в гербе столицы Баку); на фигурной розетке в нижней части купюр при определенном освещении различима аббревиатура "АМВ" (Национальный Банк Азербайджана).

Первые билеты номиналами 1, 10 и 250 манатов имеют одинаковое изображение, но разную расцветку. На оборотной стороне — национальный орнамент, на лицевой — памятник средневековой архитектуры Кыз Галасы (Девичья башня).

*** По преданию, башню воздвиг некий ширваншах в честь своей юной возлюбленной. Когда выяснилось, что девушка - дочь любвеобильного шаха, несчастная покончила с собой, бросившись с башни в волны Каспийского моря. Кстати, ныне Кыз Галасы находится в центральных кварталах Баку.

*** Заказ выполнен во Франции. Цвета купюр: оливково-розовый (1 манат), оранжево-фиолетовый (10), зеленовато-серый (250).

Очень быстро выяснилось, что при оформлении серии был допущен досадный просчет. Ни на одном билете нет словесного обозначения номинала, чем тут же воспользовались фальсификаторы, принявшиеся усердно подрисовывать нули. Ошибку исправила вторая эмиссия, в ожидании которой в ход пошли даже облигации Национального Банка Азербайджана, несколько месяцев исполнявшие роль платежного средства (позже им вернули прежний статус).

В 1993 г. вышли наконец купюры измененного типа (номинал обозначен цифрами и словами) достоинством 1,5,10,50,100 манатов, а также достоинством 500 и 1000 манатов, оформленные иначе.

Разноцветные билеты от 1 до 100 манатов имеют одинаковый размер и изображение; на лицевой стороне — та же Девичья башня, но в ином ракурсе и на фоне городских кварталов.

*** Их цвета: темно-синяя печать на горчично-желтом фоне (1 манат), темно-коричневая на фиолетово-розовом (5), серо-синяя на зеленоватом (10), красная на серо-желтом (50), фиолетово-красная на голубом (100). Заметим, расцветка купюр в 1 и 10 манатов не совпадает с предыдущим выпуском.

Билеты крупных номиналов — большего размера, на лицевой стороне помещены портреты замечательных людей, на оборотной выписан словами номинал.

Купюру в 500 манатов украшает—в овальном медальоне справа — портрет известного всему миру поэта и мыслителя, классика азербайджанской литературы Низами Гянджеви. На купюре в 1000 манатов — государственный деятель Расул-Заде, один из руководителей партии мусават, сыгравшей важную роль в образовании Азербайджанской республики 1918 г. В августе в обращение поступила купюра в 10 000 манатов.

Относительно устойчивости азербайджанской национальной валюты на данный момент можно сказать лишь то, что разрыв между официально объявленным курсом маната по отношению к российскому рублю и его реальным рыночным курсом неуклонно возрастает.

 

КАЗАХСТАН: ХАНЫ, ПРОСВЕТИТЕЛИ И ДЕМОКРАТЫ

Первые ханства на его территории образовались во второй половине XV в., а в начале XVI в. завершилось затянувшееся на много веков формирование казахской народности. Разобщенные ханства постоянно подвергались набегам джунгар, волжских калмыков, бухарских и хивинских феодалов, так что казахи Младшего жуза (орды) обратились наконец за помощью к России. 19 февраля 1731 г. присоединение Младшего жуза к могущественному северному соседу было оформлено официально, а позднее почти весь Казахстан вошел в состав Российской империи. Государственность казахский народ впервые обрел в 1936-м в качестве союзной республики; полностью независимой Республика Казахстан стала в декабре 1991 -го.

Проведя необходимую подготовку, правительство и национальный банк республики в 1993-м вы пустили в обращение новые денежные знаки, обменяв населению ходившие тогда купюры советского образца из расчета 1:500. Наименование денежной единицы казахской валюты теньге — имеет исторические корни и ранее принадлежало по всеместно распространенной в Средней Азии серебряной монете; в качестве разменной монеты принят тиын (1 теньге = 100 тиын).

***Термин "тиын" киргизского происхождения, о нем подробнее ниже.

Местными усилиями отпечатали однотипно оформленные купюры номиналами 1,2,5,10,20 и 50 тиын - посредственного качества и слабо защищенные от подделки. В круглом медальоне на лицевой стороне выписан номинал, на обороте — герб республики; встречаются разные варианты - водяных знаков, Цвета купюр: желто-зеленый (1 тиын), сине-фиолетовый - (2), розово-лиловый (5), оранжево-красный (10), серо-голубой - (20), серо-коричневый (50). Банковские билеты Национального банка Казахстана отпечатаны в Германии на высочайшем уровне современной полиграфии.

Специальная бумага с характерным водяным знаком и впечатанной защитной лентой, использование техники металлографии и рельефной печати - все эти ухищрения эффективно защищают банкноты от подделки и придают им привлекательный вид.

По внешним признакам билеты выпуска 1993 г. можно разделить на две группы. В первую входят купюры достоинством 1, 3 и 5 теньге: они небольшого размера, с оборотной стороны на фигурной розетке отпечатаны рельефные цифры номинала, которые хорошо чувствуются на ощупь. На белом поле с левого края — водяной знак в виде национального орнамента, в бумагу впечатана тонкая защитная лента.

Банкноты достоинством 10, 20, 50 и 100 теньге больше размером; каждый билет имеет водяной знак, повторяющий портрет, помещенный на лицевой стороне. В бумагу впечатана металлизированная лента таким образом, что с лицевой стороны она видна пунктирно, а на просвет — полностью.

Все билеты Национального банка Казахстана украшены с лицевой стороны портретами выдающихся деятелей истории и культуры.

На билете в 1 теньге изображен видный средневековый философ и ученый-энциклопедист аль-Фараби, известный, в частности, в качестве комментатора трудов Аристотеля и Платона. Развивал идею "добродетельного города" как идеальной формы государственного устройства.

На билете в 3 теньге — портрет писателя-демократа Суюмбая Аронова, призывавшего казахов приобщиться к экономической и культурной жизни России. Билет в 5 теньге являет облик знаменитого казахского акына Курмангазы Сагырбаева.

На билете в 10 теньге изображен известный ученый Чокан Валиханов (родом из семьи внука хана Аблая) — первый казахский просветитель-демократ, историк, этнограф и фольклорист. Записал и впервые перевел на русский язык часть героического эпоса "Манас". На билете в 20 теньге — портрет поэта-просветителя, талантливого родоначальника письменной казахской литературы Абая Кунанбаева.

На банкноте в 50 теньге изображен хан Абылкаир. Номинал в 100 теньге представляет султана Среднего жуза Аблай-хана: приняв в 1740 г. российское подданство, он железной рукой объединил под своей властью многие казахские и киргизские роды, чем способствовал сплочению казахского народа.

Рисунки на оборотах банковских билетов первой эмиссии, датированных "1993", различны: на номинале 10 теньге мы видим горный пейзаж, на 20 теньге — всадника с беркутом... и т.д.

Падение покупательной способности и снижение курса теньге потребовали билетов более крупного номинала. В марте 1994-го, в дополнение к ранее выпущенным, появилась банкнота номиналом 200 теньге, выполненная на высоком техническом уровне. Она также датирована "1993", но большего размера и по стилю оформления отличается от предыдущих, привлекая обилием красок и тонкой игрой оттенков. На лицевой стороне, на фоне национального орнамента, помещен портрет аль-Фараби, отличный от изображения на купюре в 1 теньге. С оборотной стороны — архитектурные мотивы, номинал выписан цифрами и словами.

В июле 1994-го в обращение поступил билет в 500 теньге: датированный "1994", по оформлению он повторяет купюру в 200 теньге. На Сегодняшний день это самый высокий номинал, имеющий хождение на территории Казахстана... но скорее всего не последний.

 

КИРГИЗИЯ: РЕПРЕССИРОВАННЫЙ И ОРДЕНОНОСИЦА

10 мая 1993 г. Парламент Киргизстана проголосовал за введение национальной валюты: в качестве названия денежной единицы и разменной монеты приняли "сом" и "тыйын" соответственно.

Термин "тыйын" — на древне-киргизском "серая белка" — в свое время закрепился за монетой определенного достоинства: так, в X в. 2 тыйына приравнивались к 5 серебряным дирхемам, а 100 тыйынов составляли 1 сом. Последний термин имел еще одну форму — "сун": сочетание "сун алтын" обозначало слиток золота.

Первый выпуск разменных знаков Киргизской республики номиналами 1, 10 и 50 тыйын осуществлен собственными усилиями летом 1993 г. Непривычного формата, смахивающие на почтовые марки, все они имеют одинаковое изображение, но разную расцветку. В центре купюры в обрамлении национального орнамента изображен парящий беркут (охота с этой мощной птицей издавна вошла у киргизов в традицию).

*** Цвета купюр: темно-коричневая печать на розово-оранжевом фоне (1 тыйын), коричневая на бледно-зеленом с оранжевым (10), серая на голубом с оранжевым (50).

Выпущенные от имени Банка Киргизстана билеты достоинством 1,5 и 20 сомов введены в обращение также летом 1993-го. Все они имеют подпись управляющего банком, восьмизначный номер, водяной знак в виде стилизованного изображения птицы и одинаковое изображение: с лицевой стороны — фрагмент памятника легендарному Манасу в Бишкеке, с оборотной — фотографическое изображение памятника архитектуры Гумбез Манас.

*** На купюрах преобладают цвета: красный (1 сом), зелено-голубой (5), сине-лиловый (20).

В 1994-м последовала вторая эмиссия банковских билетов; правительство объяснило этот шаг необходимостью замены временных знаков на хорошо защищенные от подделки банкноты.

*** Изготовлены по заказу английской фирмой TDLR.

Новые купюры достоинством в 1, 5,10 и 20 сомов выполнены на бумаге с хлопчатой основой, в них впечатана защитная лента с микрошрифтом; на водяном знаке изображен классик киргизской литературы Тоголок Молдо.

Первой в обращение поступила купюра в 10 сомов. На зеленом фоне лицевой стороны изображен первый киргизский профессор, автор первых учебников родного языка Касым Тыныстанов. Трагична судьба этого выдающегося ученого, талантливого поэта и драматурга, видного общественного деятеля: в 1937-м он был арестован, осужден и расстрелян как враг народа (реабилитирован в 1958 г.). С оборотной стороны банкноты — снежные вершины, окутанные стилизованными облаками.

На новой 5-сомовой банкноте — портрет лучшей балерины киргизского балета Бюбюсары Бейшеналиевой, награжденной многочисленными орденами и медалями СССР, на обороте — здание Киргизского Государственного театра оперы и балета, на сцене которого она некогда блистала.

На банкноте в 20 сомов изображен Тоголок Молдо: расцвет творчества поэта пришелся на эпоху присоединения Киргизии к России. Известен как создатель оригинального варианта "Манаса". Вскоре ожидается выпуск банковских билетов достоинством 50 и 100 сомов. Наряду с новыми в обращении по-прежнему находятся купюры старого образца.

 

УЗБЕКИСТАН: ПОД КРЫЛОМ ПТИЦЫ СЧАСТЬЯ

Республика долго готовилась к переходу на национальную валюту. Первым шагом стал самостоятельный выпуск временных денежных знаков — так называемых сум-купонов государственного банка Узбекистана, которые с 18 ноября 1993-го стали единственным законным платежным средством на ее территории.

*** Датированы они "1992", поскольку были подготовлены и отпечатаны заранее.

С лицевой стороны сум-купонов представлен новый герб Узбекистана, в центре которого в лучах восходящего солнца изображена легендарная птица Симург — символ счастья, удачи и благоденствия: распростертыми крыльями она благословляет землю, даруя ей мир и покой.

Все купюры имеют одинаковое изображение, а по размеру делятся на две группы: мелкоформатные (номиналами от 1 до 25 сумов) и более крупного размера (от 50 сумов и выше) — которые с правой стороны дополнительно имеют широкое белое поле с водяным знаком, изображающим коробочку хлопчатника.

*** Цвета купюр малого формата: серо-голубое изображение на голубом фоне (1 сум), зеленое на голубом, оборотная сторона зеленая (3), лиловое на светло-голубом, оборотная сторона светло-лиловая (5), красное на светло-голубом (10), зеленое на светло-голубом и бледно-оранжевом, оборотная сторона зеленая (25).

*** Цвета купюр крупного формата: розовое изображение на голубом фоне, оборотная сторона розовая (50 сумов), темно-коричневое и голубое изображение, оборотная сторона голубая (100), фиолетовое и голубое, оборотная сторона фиолетовая (200), оранжевое и светло-голубое, оборотная сторона светло-коричневая (500).

На всех номиналах, от 1 до 500 сумов, обозначены восьмизначный порядковый номер и двухлитерная серия, выполненные на лазерном принтере. На оборотной стороне купюр этого выпуска — медресе Шир-Дор из архитектурного ансамбля Регистан в Самарканде.

*** Возведено в XVII в. в виде зеркального отражения медресе Улугбека, построенного двумя столетиями раньше. Название Шир-Дор ("тигров имеющее") медресе получило по единственному в своем роде украшению портала, где изображены устремившийся за ланью тигр и очеловеченный лик Солнца. В узор мозаики на фасаде вписано имя зодчего: Абдул Джаббар.

Поздние серии сум-купонов номиналом 500, а также дополнительно выпущенные купюры в 1000 (коричнево-зеленая), 5000 (светло-синяя) и 10 000 сумов (красная) имеют семизначный номер и двухлитерные серии, выполненные типографским способом.

С 1 июля 1994 г. Узбекистан перешел на постоянную национальную валюту — сум; обмен производился из расчета 1000 купонов за 1 новый сум. Денежные знаки отпечатаны с применением современных высоких технологий на закупленном специально для этой цели оборудовании. Все они выполнены на бумаге с водяным знаком в виде национального орнамента с впечатанной магнитной лентой; сложный фон — специальная графическая сетка, видимая при близком рассмотрении, и плавные переходы цветовых оттенков значительно затрудняют подделку.

Банкноты украшены обильной орнаментировкой в национальном духе: С лицевой стороны всех купюр — герб и номинал, на оборотных широко представлены архитектурные памятники Узбекистана.

На билетах в 1 и 5 сумов — здание театра имени Алишера Навои и памятник этому выдающемуся поэту. Средневековый архитектурный комплекс Чашма-Аюб в Бухаре — на билете в 3 сума. Медресе Тилля-Кари ("позолоченное") XVII в. из ансамбля Регистана — на 10-сумовой купюре.

Великолепный памятник начала XV в. — мавзолей Гур-Эмир украшает банковский билет в 25 сумов. Построенный по приказу Тамерлана в самаркандском архитектурном комплексе Мухаммед Султан, он славится величественным куполом оригинальных очертаний и изысканным интерьером с панелями из оникса, украшенными сине-золотой росписью. Реставрирован в 1967 г. И наконец, архитектурный ансамбль Регистан в Самарканде — своеобразная визитная карточка республики — представлен на купюре в 50 сумов.

Национальная валюта Узбекистана фактически едва успела родиться, и судить о дальнейшей ее судьбе пока рановато. 

 

ТУРКМЕНИЯ: АХАЛТЕКИНЕЦ ИТУРКМЕНБАШИ

Территория Туркмении присоединена к России в 1869-м, государственность впервые получила как союзная республика в 1925 г. В октябре 1991 г. по новой конституции Туркменистан стал президентской республикой.

В 1993-м, покинув рублевую зону, страна ввела национальную валюту; новая денежная единица получила название "манат", курс его жестко привязан к американскому доллару в соотношении 2:1. Обмен денежных знаков провели из расчета 500 рублей за 1 туркменский манат.

 

*** Билеты Национального Банка Туркменистана отпечатаны по заказу в Англии.

Сначала в обращение вышли номиналы 1, 5, 10, 20, 50 и 100 манатов, чуть позже появилась банкнота достоинством 500 манатов. Красочные купюры, напечатанные на бумаге с водяным знаком и защитной лентой, демонстрируют портрет президента Сапармурата Ниязова, называемого Туркменбаши ("отец туркменской нации"). По некоторым нюансам оформления билеты можно отнести к трем группам.

Однотипно оформлены мелкие купюры в 1 и 5 манатов: на лицевой стороне мы видим образец национального ювелирного украшения и старинный сосуд-ритон.

Билеты в 10, 20 и 50 манатов имеют в левой части поля овальный медальон, в котором под определенным углом зрения видны цифры номинала.

На крупных купюрах достоинством 100 и 500 манатов в медальоне, окрашенном в серебристый и золотой цвета, выполнена в технике конгрева (тиснения) стилизованная птица.

На лицевой стороне билетов от 10 манатов и выше представлены архитектурные достопримечательности республики, среди них — столичные здания Академии наук, Государственной филармонии, президентский дворец, здание театра имени Молланепеса в Ашхабаде.

С оборотной стороны всех купюр помещен герб Туркменской республики в виде круглого щита с изображением ахалтекинского скакуна, окруженного "гелями" (родовыми и племенными эмблемами, ныне утратившими свое первоначальное значение); их украшают также изображения памятников древнего зодчества. Среди них — мавзолей Абу-Саида Мейхенейского, XI в. (5 манатов); мавзолей Текеша, XII в. (10); мавзолей Acтана-баба постройки XIXII вв. (20), мавзолей султана Санджара в Хорасане (100) и мавзолей династии Суфи в Куня-Ургенче (500). Вывоз туркменской валюты за пределы республики на сумму свыше 50 манатов категорически запрещен. Реальный курс маната по отношению к американскому доллару неуклонно падает.

 

ТАДЖИКИСТАН: ПОСЛЕДНИЙ ОПЛОТ СОВРУБЛЯ

По договоренности с правительством РФ (ноябрь 1993 г.) предполагалось ввести в Таджикистане местные модификации российских денежных знаков — с надпечаткой в виде национального орнамента — уже с 15 мая 1994-го, однако этого не произошло. В августе 1994-го состоялись переговоры министров экономики РФ и Таджикистана Александра Шохина и Рустама Мирзоева: обе стороны в итоге подтвердили прежнюю договоренность о поэтапном объединении денежных систем двух стран, но конкретные сроки и условия выполнения столь важного соглашения пока не известны. Остается не слишком оригинально заключить — будущее покажет...

 

ИСТОЧНИКИ:

1. Standart Catalog of World Paper Money, by Albert Pick. 7th edition. 2. Фенглер Х., Гироу Г.,

2. Унгер В. Словарь нумизмата. М., 1993.

3. Койчуев Т., Плоских В. Сом — проблемы и надежды. Бишкек, 1993.

 

©   При использовании этих материалов ссылка на сайт "Бонистика" www.bonistikaweb.ru обязательна

 


; Цены на деньги России