В этом выпуске

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАЙМЫ РОССИИ

Таганский бонист

quantum scimus, gutta est, ignoramus mare

Июль 1997 Выпуск 27 (49)

Государственные займы России

 

осударственные займы, в совокупности представлявшие государственный долг, реализовывались в виде облигаций и других ценных бумаг. Классифицировались по ряду признаков. Краткосрочные займы - обязательства Государственного Казначейства, выпускавшиеся на срок от 3 мес. до 1 года купюрами не крупнее 500 руб., общая сумма не выше 50 млн. руб., с 1905 г. два выпуска – не выше 200 млн. руб. (с правом выпуска на иностранных рынках) и не выше 400 млн. руб., билеты Государственного Казначейства, имевшие значение процентных денег (в обиходе называвшиеся “сериями”), которые выпускались на срок 4 – 8 лет 50-рублевыми купюрами, приносили 3% годовых (в начале 20 в. - 3,6% и 4%), принимались Госбанком и Государственным Казначейством во все платежи по нарицательной стоимости, сохраняли платежеспособность в течение 10 лет по истечении их срока. Основу государственной задолженности составляли долгосрочные займы (срок их погашения устанавливался в законодательном порядке) и бессрочные займы (правительство брало на себя обязательство ежегодно выплачивать оговоренный процент до полной выплаты владельцам капитала нарицательной стоимости облигаций, в обиходе назывались “рентными” или “рентами”), погашение проводилось тиражами, иногда путем скупки облигаций займов на бирже или путем конверсии, т.е. превращения одного займа в другой, наиболее распространенная форма бессрочного займа – 4%-ная государственная рента. К 1914 г. в обращении встречались облигации 6%-ных займов 1817–18гг. и 5%-ного займа 1820г. Займы различались также на внутренние и внешние, последние в 18–19 в.в. заключались в российской металлической либо прямо в иностранной валюте, после денежной реформы 1895–97 выпускались чаще всего с указанием паритета на основные валюты, размещение внешнего займа осуществлялось иностранными банками – корреспондентами российского Министерства финансов (оплата их услуг вносилась в ежегодный бюджет по смете госкредита – “банкирская провизия”) Особой популярностью пользовались т.н. выигрышные займы – 5%-ные займы 1864 и 1866 гг. по 100 млн. руб. каждый, рассчитанные на погашение в течение 60 лет, их тиражи (производились советом Госбанка в присутствии депутатов Петербургской городской думы от всех сословий и представителей Петербургской биржи) сопровождались лотереей выигрышей на общую сумму в 600 тыс. руб. по каждому займу, наиболее крупный выигрыш – 200 тыс. руб. (1 в каждом тираже), наименьший – 500 руб. (250 в тираже). В публике под названием “третьего выигрышного займа были известны 5%-ные закладные с выигрышами листы Государственного Дворянского банка 1889 г. (на 80 млн. руб., срок погашения 36,5 лет). В конце XIX – начале XX века экономисты в качестве классификационного признака выделяли также зависимость или свободу облигаций займов от уплаты 5%-ного налога с доходов от денежных капиталов (введён законом 1885 г.). По указу 1899 г. от этого сбора освобождены негарантированные правительством облигации российских акционерных компаний, реализованные за границей, а также облигации иностранных обществ, допущенных к деятельности в России, выпущенные в валюте без паритета на русскую монету, по указу 1900 г. – свидетельства Государственной 4%-ной ренты, принадлежавшие жившим за границей иностранным подданным.

Впервые к Государственным займам Россия прибегла в 1769 году для покрытия расходов на русско-турецкую войну 1768–74 годов: 5%ый заем (7,5 млн. гульденов на 10 лет) размещен в Голландии, обеспечивался специальным “залогом эстляндских и лифляндских пошлин за привозимые и отвозимые товары”; правительство от своего имени выдало обязательства (облигации по 500 тысяч гульденов) банкирам-посредникам, которые затем от себя выпускали мелкие облигации. На аналогичных условиях в начале 1770-х годов заключены 5%-ный генуэзский заем на 1 млн. пиастров и ряд займов в Голландии на 11,5 млн. гульденов.

Организацией первых займов ведал специально созданный Комитет уполномоченных для произведения денежных негоциаций в иностранных землях”. За 1770-е годы часть займов погашена, часть конвертирована и отсрочена. В 80-х – конце 90-х годов XVIII века заключено ещё 22 внешних займа (4%-, 4,5%-, 5%-ных), внешний долг составил около 76 млн. гульденов, из которых около 14 млн. было погашено (выплачено 35,4 млн. руб. серебром, или 41,4 млн. руб. ассигнациями). При Павле I все внешние займы, за исключением 5%-ного итальянского, конвертированы в 5%-ный заем на 88,3 млн. голландских гульденов (выдан в виде одной облигации банкирской фирме Гопе и К°) с погашением в течение 32 лет и с залоговым обеспечением, аналогичным первому займу. Оплата процентов в 1800 году – 4% от всех государственных доходов. Внутренняя задолженность по казённым подрядам (17,57 млн. руб.) погашена за счёт дополнительного выпуска ассигнаций.

Постоянный дефицит в государственной казне в начале XIX века вызвал первый внутренний заем (1809) – 7%ый краткосрочный, который не имел успеха (реализовано облигаций на 3,286 млн. руб.). Одной из форм займов являлся выпуск необеспеченных ассигнаций (в 1810 находились в обращении на сумму 577 млн. руб.). В 1809–10 гг. по предложению М.М. Сперанского предпринята первая попытка уменьшить государственный долг: решено изъять из обращения избыточные ассигнации путём заключения внутреннего займа и продажи государственных имуществ. В 1810 году реализован первый выпуск 6%-ного рентного займа на 20 млн. руб., в 1817 и 1818 – аналогичных внутренних займов на 93,325 млн. руб., в 1820 и 1822 – внешних 5%-ных займов на 83 млн. руб. Попытка некоторой систематизации государственного долга предпринята также Е.Ф.Канкриным, который применял внешние займы (в 1823-44 гг. заключено 6 внешних займов на 104,9 млн. руб. серебром из 4% и 5%), внутренние займы в форме заимствований из кредитных установлений (по ним снижен процент – до 3% по вкладам и до 4% по ссудам государству и частным лицам), краткосрочные займы (введена новая форма – билеты Государственного Казначейства; в 1823-44 гг. их выпущено на 142 млн. руб. ассигнациями из 4,32%). К 1844 году государственный долг – 462,3 млн. руб. серебром (213,6 млн. руб. в 1823), расход по системе государственного кредита – 14,36% от всех доходов государства (15,05% в 1823 г.).

В середине 1840-50-х гг. бюджетные дефициты покрывались внешними займами (в 1844-47гг. – 4%-ные, в 1849 – 4,5%-ный, в 1854-55 – два 5%-ных), средствами кредитных установлений, выпусками “серий”, эмиссией кредитных билетов. В займах 1854-55 гг. впервые вместо облигаций, выставленных на имя банкира, выпускавшего затем от себя мелкие купюры, государство создало ценные бумаги на предъявителя. С 1857 года практиковалось гарантирование правительством ценных бумаг частных железных дорог. Консолидация вкладов в кредитные установления осуществлена в 1859 г. путём открытия подписки на 4%-ные непрерывно-доходные билеты (реализовано на 22,86 млн. руб.) и в 1860 г. – на 5%-ные банковые билеты (277,53 млн. руб.). В 1859-60 гг. заключены 3%-ный и 4,5%-ный внешние займы на 20 млн. фунтов стерлингов. Тогда же произведены новые выпуски кредитных билетов. Государственный долг к началу 1860-х гг. – свыше 1,4 млрд. руб. (в т.ч. гарантированные правительством долги частных железнодорожных обществ), с учётом выпущенных кредитных билетов – около 2 млрд. руб., оплата кредита – 12,28% от госдоходов.

В 1860-х гг. бюджетные дефициты погашались выпуском “серий” (в 1863-1864 гг. на 57 млн. руб.), 5%-ными банковыми и 4,5%-ными непрерывно-доходными билетами, двумя 5%-ными англо-голландскими займами; впервые выпущены 5%-ные выигрышные займы на 200 млн. руб. В связи с проведением крестьянской реформы 1861 года и выкупной операции выпущены 5%-ные банковые билеты (к 1.I.1881 на 168,3 млн. руб.), 5%-ные именные обязательства (191,5 млн. руб.), 5,5%-ные обязательства (82,3 млн. руб.).

Продолжение в №28

˜ ¯ ™