на главную страницу

 Форум, доска объявлений

 

    Денежные реформы в России: История и современность. Сборник статей. М.: Древлехранилище, 2004. С.90-97

 

РЫHOK ЦЕННЫХ БУМАГ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ В РОССИИ (XIX - НАЧАЛО XX вв.)

 

Подготовка, осуществление и значение всех главнейших социально-экономических, в том числе финансовых, реформ в России неоднократно освещались в отечественной и зарубежной литературе. Но один аспект - использование возможностей ценных бумаг при проведении реформ - оказался на периферии исследований как историков, так и экономистов. Попробуем хотя бы коротко осветить эту проблему, тем более, что ее актуальность в рамках нынешних масштабных преобразований не вызывает сомнений.

Началом использования возможностей ценных бумаг для решения финансовых проблем можно считать уже сам факт выпуска первого внутреннего государственного займа в России в 1809 году, так как он был призван уменьшить внутренний госдолг за счет выкупа необеспеченных бумажных ассигнаций. И хотя первый заем фактически провалился (из 100 млн. было куплено облигаций на около 3,3 млн. руб.), но все же он стал примечательным событием - в России появился принципиально новый финансовый инструмент - ценные бумаги.

В 1810 г. весь внутренний долг составлял 668 млн. руб., из которого на выпуск ассигнаций приходилось 577 млн. Для уменьшения внутреннего долга была предпринята еще одна попытка превращения части ассигнационного (беспроцентного) долга в облигации внутреннего процентного займа. В том же году был выпущен заем «для рассрочки долга по ассигнациям» на сумму в 100 млн. руб. ассигнациями пяти выпусков по 20 млн. руб. из 6% годовых. Облигации выпускались Комиссией погашения государственных долгов номиналом 1000 руб. асе. (1 руб. серебром равнялся 2 руб. асе.) сроком на 7 лет. Первый выпуск удалось разместить к июню 1811 г. Но надвигавшаяся Отечественная война 1812 г. сорвала все финансовые планы правительства!

1 Гурьев А.Н. Очерк развития государственного долга России. СПб., 1903. С. 15-16.

90

 

В 1817-1822 гг. в России выпускается сразу пять внутренних займов, предназначавшихся для вывода из обращения бумажных денег и консолидации государственного долга. Все они приносили доход в 6% годовых с уплатой процентов по полугодиям. По сути, это была первая крупномасштабная операция по покрытию бюджетного дефицита за счет доходов от эмиссии ценных бумаг. Однако внутренний фондовый рынок находился еще в стадии становления и необходимые ресурсы привлечь не удалось. Российскому правительству пришлось вернуться к внешним займам.

Еще одним примером использования ценных бумаг в ходе осуществления денежной реформы является процесс накопления золотого запаса в период подготовки реформы 1895-1897 годов. Так как одной из основных задач намечавшейся реформы было достижение свободного обмена кредитных билетов на золото, перед правительством и Государственным банком встала задача резко увеличить золотые резервы и привлечь и страну золото и золотые монеты.

Одной из мер в этом направлении стало объявление в 1889 г. российским правительством о выпуске 4%-ного займа на сумму 332 млн. золотых рублей. Номинал облигаций данного займа был выражен в золотых рублях, это и послужило началом распространения так называемых «золотых» займов. В 1894 г. был выпущен 3,5%-ный, а в 1891-96 гг. - 3%-ные займы. Облигации имели непривычные для россиян номиналы в 125, 625, 3125 руб. Это было сделано специально для удобства, прежде всего, участников французского фондового рынка, так как в пересчете эти суммы составляли 500, 2500 и 12500 франков. Но кроме франков номинал облигаций был выражен в германских марках, голландских гульденах, фунтах стерлингов и в датских кронах. На каждой облигации указывался паритет (соотношение) данных валют, исходя из их золотого содержания. Сфера обращения облигаций «золотых» займов распространялась как на зарубежные, так и на российский рынки. Гражданам России и иностранцам разрешалось не только покупать данные бумаги за рубежом, привозить и продавать их на российском рынке, но не запрещалась обратная процедура - покупка облигаций в России и продажа их за ее пределами2.

 

2. Таранков В.И. Ценные бумаги Государства Российского. Москва, Тольятти, 1992. С.94в

91

 

' Золотые займы пользовались большим успехом у зарубежных и российских инвесторов. Подписка на заем 1894 г. превысила объявленный объем в 30 раз, что заставило российское правительство проводить пропорциональную разверстку (распределение) облигаций между подписчиками3. Успешное размещение «золотых» облигаций позволило провести конверсию некоторых внешних займов, увеличить поступление в страну иностранной валюты и пополнить средства Государственного казначейства, что способствовало подготовке денежной реформы 1895-97 гг.

Наиболее показательной и эффективной операцией по использованию ценных бумаг при проведении реформ является их использование при отмене крепостного права в 1861 г. - самой известной социально-экономической российской реформе XIX века.

С первых лет реформы помещикам в счет выкупных ссуд по имениям, в которых крестьяне состояли на оброке выдавались специальные ценные бумаги - 5%-ные выкупные свидетельства. Выкупные свидетельства были только именными, причем перс-дача их в другие руки могла осуществляться «не иначе, как крепостным порядком, установленным для продажи недвижимых имений, но без взимания крепостных пошлин». Проценты по свидетельствам выплачивались только в казначействах. Купонов свидетельства не имели. Для получения процентов необходимо было предъявить сами свидетельства, в казначействах на них делали соответствующую надпись и ставили специальный штемпель. Погашение свидетельств производилось путем обмена их на банковские билеты, причем, по истечении первых 5 лет обменивалась первая треть суммы, указанной в свидетельстве, вторая треть - в следующие 5 лет и последняя треть - еще в течение 5 лет. Выдача выкупных свидетельств в зачет выкупных ссуд была прекращена в апреле 1874 г. решением Государственного Совета, а с апреля следующего года начался обмен свидетельств на 5%-ные банковские билеты4.

Помещикам, в имениях которых крестьяне состояли на «издельной повинности», вместо 5%-ных выкупных свидетельств часть ссуды выдавалась другими бумагами -5,5%-ными свидетельствами по выкупу (рентами). В первые годы выкупа 5,5%-ный непрерывный доход назначался путем извещений (писем) Председателя Главного выкупно-

3. Гурьев А.Н. Указ. соч. С.97.

4. Там же. С.52

 

го учреждения на имя владельцев выкупных ссуд. Но с 1864 г., по распоряжению министра финансов Рейтерна, на получение 5,5%-ного дохода стали выдавать особые свидетельства на специальных бланках, отпечатанных в Экспедиции заготовления государственных бумаг. Правила, в соответствии с которыми обращались и оплачивались данные бумаги, соответствовали порядку установленному для 5%-ных выкупных свидетельств.

Выпуск 5,5%-ных свидетельств был прекращен в 1870 г. В отличие от 5%-ных выкупных свидетельств они не были обменены на 5%-ные банковские билеты, а оставлены в обращении. Но в апреле 1874 г. Государственный Совет постановил обменять существовавшие свидетельства на 5,5%-ные свидетельства нового образца, которые были снабжены отрезными купонами и в отношении обращения и оплаты были приравнены к 5%-ным банковым билетам первого и второго выпусков.

Для осуществления контроля за выкупной операцией и обращением связанных с ней ценных бумаг в октябре 1861 г. при Министерстве финансов было создано Главное выкупное учреждение, которое разрешало выкупные ссуды, давало распоряжения по изготовлению 5%-ных банковых билетов и выкупных свидетельств, по доставке их в губернские выкупные учреждения, производило тираж 5%-ных билетов, выдавало капитал по вышедшим в тираж билетам и осуществляло постепенную замену свидетельств билетами, а также ведало их уничтожением5.

К 1 января 1881 г. было выдано выкупных ссуд на 748,5 млн. руб. За исключением долгов помещиков, составлявших 302,7 млн. руб., помещики получили: 5%-ных банковских билетов второго выпуска на 168,3 млн. руб., 5%-ных выкупных свидетельств па 191,5 млн. руб., 5,5%-ного непрерывного дохода по письмам Председателя Главного выкупного учреждения на 4,6 млн. руб., 5,5%-ного ассигнованного дохода без выдачи свидетельств на 10,3 млн. руб., 5,5%-ных выкупных свидетельств на 67,5% млн. руб. 6 Таким образом, выкупные свидетельства, как особый вид ценных бумаг, сыграли очень большую роль в реформировании не только экономики, но и важнейших социальных отношений в условиях дефицита государственного бюджета

5 Отечественная история: Энциклопедия. В 5 т.: т.1. С. 557.

6. Гурьев А.Н. Указ. соч. С.53.

 

На протяжении второй половины XIX века российское правительство было постоянно обеспокоено проблемой модернизации промышленности. Одним из шагов правительства в этом направлении являлся комплекс мер по строительству железных дорог, так как, с одной стороны, именно отсутствие современной транспортной системы во многом стало причиной России в Крымской войне, а с другой - могло способствовать развитию всей отечественной экономики.                       

Поскольку денег на железнодорожное строительство не хватало, некоторым акционерным компаниям, которые получили специальную концессию, было разрешено выпускать в обращение собственные ценные бумаги (облигации и акции) с правительственной гарантией. Правительственная гарантия означала, что правительство берет на себя следующее обязательство. Если железнодорожное общество закончит финансовый год с результатом, который не позволит ему оплатить полностью определенный процент по облигационным займам, или, если дивиденд по акциям будет ниже установленного в уставе минимума, то оплата облигационных и акционерных капиталов общества . должна быть произведена за счет Государственного казначейства. Такие выдачи по гарантии записывались, как долг данной железной дороги казначейству.

Система гарантий служила средством привлечения в железнодорожное строительство капиталов, главным образом иностранных. Временами выдача гарантий являлась почти исключительной формой участия государства в железнодорожном строительстве. На протяжении всего периода постройки железных дорог система гарантий принимала самые разнообразные формы. Первоначально правительство выдавало гарантию на капиталы, определенные по оптовой цене за версту пути, причем железнодорожные общества не были ограничены в производственных расходах. Конечно, на почве получения гарантий было множество злоупотреблений, удорожавших сооружение железнодорожной сети и обременявших государственный бюджет ежегодными платежами. Под влиянием горького опыта выдача гарантий стала обуславливаться целым рядом требований со стороны правительства, прежде всего государственным надзором за заключением гарантированных займов и расходованием привлеченных денежных средств.

Выдача гарантий была в некоторых случаях срочной (до 15 лет). В других случаях - полной, т.е. без всякого срока, но до окончания концессии. Иногда гарантия, выданная

 

на 15 лет, получала пролонгацию еще на 12. Были случаи, когда акции без гарантии обменивались на гарантированные. Иногда гарантии выдавались уже после заключения займа. В конечном счете, перешли к системе, когда правительство обеспечивало гарантии прежде всего на облигационный капитал. На акционерный же устанавливалась ограниченная гарантия не выше 3% на время постройки железнодорожной линии.

Впервые 5%-ная правительственная гарантия была предоставлена в 1857 г. при строительстве Варшавско-Бромбергской железной дороги и учреждении Главного общества российских железных дорог. Предоставление гарантий считалось в то время единственным средством привлечения частных (особенно иностранных) инвестиций в железнодорожное строительство. А поскольку после поражения в Крымской войне правительство считало необходимым быстрое развитие транспортной сети, то очень скоро выдача железнодорожных гарантий стала широко практиковаться, а расходы правительства по этой статье бюджета стали весьма значительными.

К началу 70-х гг. XIX века из-за того, что конкуренция отдельных железнодорожных компаний при размещении в Европе облигационных займов не способствовала удачной реализации бумаг, правительство решило выпустить общий «консолидированный» железнодорожный заем и уже от себя распределить выручку. Выпуск консолидированных облигаций объяснялся необходимостью «образования денежных средств на сооружение и окончательное устройство принадлежавших правительству железных дорог и на воспособление дальнейшего развития сети железных дорог в империи вообще»7. С 1871 по 1880 г. было выпущено 6 консолидированных железнодорожных облигационных займов. Доходность, первоначально определенная в 5%, в последствии опустилась до 4,5 и 4%. Срок их погашения составлял 81 год. Номинал облигаций первых 5 выпусков был зафиксирован в английской валюте, шестого - в российских металлических рублях. Курс реализации колебался от 76 до 91%8.

В начале 1880-х гг. правительство вновь стало разрешать железным дорогам выпускать отдельные облигационные займы. Но в конце 80-х гг. условия реализации частных железнодорожных облигаций опять ухудшились из-за большого количества вы-

7. Свод законов Российской империи. T.XI. Устав кредитный. Ст.48-49.

8. Гурьев А.Н. Указ. соч. С.56-58.

 

пусков. Правительству пришлось вернуться к консолидированным займам. В 1890 и 1892 гг. был произведен выпуск двух 4,5%-ных внутренних конверсионных займов.

К началу 1880-х годов из 37 железнодорожных компаний только 5 не пользовались правительственной гарантией и не являлись должниками казны. К этому времени общая задолженность частных дорог государству достигла почти 1,1 млрд. руб.

Почему же, несмотря на невыгодность для казны частного концессионного строительства, оно пользовалось правительственной поддержкой?

Во-первых, правительство из-за практически постоянного бюджетного дефицита не могло полностью сосредоточить в руках казны строительство дорог. Оно вынуждено было поддерживать частное предпринимательство из-за неустойчивого состояния государственных финансов и государственного кредита России. Во-вторых, правительство стремилось выровнять неблагоприятный платежный баланс страны. Гарантируя займы частных компаний, правительство способствовало быстрому размещению железнодорожных облигаций на иностранных рынках. Облигационные займы акционерных обществ содействовали притоку золота из-за границы и несколько улучшали платежный баланс России. Кроме того, в связи с промышленным подъемом 1890-х годов процесс накопления капиталов внутри страны шел исключительно быстро, и частные компании имели возможность размещать значительную часть своих облигационных займов в России. По некоторым подсчетам, за период с 1893 по 1902 г. частными компаниями было выпущено гарантированных правительством облигационных займов на общую сумму в 870 млн. руб. При этом 48% (т.е. около половины всех облигаций) было размещено внутри страны9.

На 1 января 1913 г. правительством были гарантированы 50 облигационных займов 22 обществ железных дорог на сумму в 1,74 млрд. руб. Акционерный капитал был гарантирован у 4 обществ на 30,06 млн. руб. В результате облигационный составлял 93%, а акционерный - лишь 7% всего гарантированного правительством капитала частных акционерных компаний. На 1 января 1914 г. железнодорожные займы равнялись 3,1 млрд. руб. или около 35% от общего размера государственного долга России, который составлял около 8,8 млрд. руб. Кроме того, к этому времени царское правительство

9 Погребинский А.П. Очерки истории финансов дореволюционной России (XIX-XX вв.). М., 1954. С. 147.

 

гарантировало облигационные займы частных железнодорожных обществ на сумму в 2,3 млрд. руб. Эти цифры характеризуют удельный вес железнодорожных займов в общей сумме государственного долга страны.

Тем не менее, использование схемы с выпуском частными компаниями собственных ценных бумаг гарантированных правительством позволило построить в России крупнейшую сеть железных дорог, уступавшую по протяженности только Северной Америке.

Таким образом, даже эти несколько примеров показывают, что сегодняшнему российскому правительству есть, что позаимствовать из опыта своих предшественников, которые и в условиях дефицита бюджета и огромного внешнего и внутреннего долга, не только не отказывались от выполнения своих обязательств, но и находили возможности, в том числе с использованием механизмов рынка ценных бумаг, для осуществления крупных социально-экономических реформ.

  

 

 

 

©   При использовании этих материалов ссылка на сайт "Бонистика" www.bonistikaweb.ru обязательна

 


; Цены на деньги России