на главную страницу

 Форум, доска объявлений

 

    Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

 

Московский университет МВД Российской Федерации

______________________________________

 

всегда и во все времена

наша задача неизменно одна:

честь, справедливость и нормы закона

беречь, соблюдать во благо народа

 

кафедра исследования документов

 

 

Научная работа

 

на тему:

 

«Разработка методики исследования подлинности денежных купюр выведенных из экономического оборота,  но представляющих историческую и иную ценность»

 

Научный руководитель:                                                  Подготовил:

преподаватель кафедры                                                   курсант 435 уч.гр.

ТКЭД                                                                                 ФПИС

подполковник милиции                                                   рядовой милиции

Меринова Е.А.                                                                  Макаревич С.П.

 

Москва 2006

План:

 

 

Введение.

 

 

Раздел 1.  История развития денег, денежной и финансовой системы.

Раздел 2.  Исследование подлинности купюр, представляющих   

                             историческую  ценность.

                        Рекомендуемый справочный материал.

Заключение

Список использованной литературы и интернет-ресурсов.

Приложение к научной работе (Иллюстрационно-справочный материал)

 

Введение

 

В соответствии с экономической теорией деньги представляют собой стихийно выделившийся товар, выступающий всеобщим эквивалентом стоимости. В древности таким товаром служили шкуры животных, соль, раковины морских моллюсков и другие натуральные товары (происходил натуральный обмен). Впоследствии функцию денег стали выполнять металлические слитки, а позже монеты. В XVII веке с бурным развитием торговых отношений тяжелые монеты были вытеснены из обращения бумажными деньгами. Бумажные деньги стали к тому времени насущной потребностью экономики. Медная монета, составлявшая основу денежного обращения, как в Российской Империи, так и  во многих странах Европы  того времени, уже не могла обслуживать возросшие торговые обороты: купцам приходилось возить деньги возами из города в город. Изначально денежные билеты носили форму расписки, по которой их держатель мог получить определенное количество металлических монет[1]. В современных условиях бумажные деньги (банковские и казначейские биллеты) имеют в денежном обращении главенствующее значение, а монетам предоставлена роль обслуживания мелких платежей.

Анализ исторических документов показывает, что практически одновременно с зарождением денег возникла и их подделка. Во время хождения монет, «стоимость» которых определялась «благородством» металла, из которого они были изготовлены, их подделка осуществлялась путем использования других  металлов и сплавов. Иначе обстояли дела с первыми бумажными деньгами, которые изначально включали в себя  вносимые реквизиты, заполняемые кредитором и получателем, и изготовление поддельных купюр осуществлялась путем подделки почерка и оттисков печатей. С развитием полиграфии проблема фальшивомонетничества сошла на нет, но не на долго.  Развитие техники изготовителей фальшивых денег всегда идет в ногу со временем, поэтому, подделки всегда в какой-то момент приближаются по внешнему виду к подлинным денежным знакам. В ответ на это эмиссионные институты выпускают более совершенные банкноты и монеты, наделяя их эффективными защитными средствами. Функция этих защитных средств состоит в том, что бы на определенный момент развития техники их было крайне трудно воспроизвести вне предприятий, обладающих правом производства подлинных наличных денег.

Проблема фальшивомонетничества  остро стоит и в наше время. Анализ экспертной практики показывает: уровень преступлений связанных с подделкой денежных знаков постоянно возрастает. На современном этапе подделываются не только денежные знаки, находящиеся в обращении, но так же  купюры и монеты, представляющие историческую,  бонистическую[2] и иную экономическую ценность.

Целями злоумышленников в этом случае являются:

1.      Подделка  денежных купюр, банкнот и бон,[3] выведенных из экономического оборота, с целью  их дальнейшего сбыта в  качестве денежных средств представляющих историческую ценность. Опасность данного вида мошенничества[4] состоит в том, что способы изготовления денежных купюр конца XIX – начала XX вв. были относительно простыми для современного уровня развития средств полиграфии и электронно-вычислительной техники. Стоимость же этих банкнот  у коллекционеров и бонистов с каждым годом только возрастает.

2.      Подделка  денежных купюр, выведенных из экономического оборота, с целью их дальнейшего обмена на действующие деньги. Это становится  возможным в связи с тем, что некоторые страны продолжают обмен старых денежных средств на новые с учетом инфляции[5].

3.       Сбыт подлинных денежных купюр, подвергшихся реставрации и представляющих малую историческую ценность (вследствие длительного обращения, истрепанности и др.), в качестве экземпляров более высокого качества (не циркулировавших денежных знаков, не имеющих абсолютно никаких следов износа) и соответственно повышенной ценности.

4.      Сбыт современных копий (выполненных в соответствии с соблюдением технологий прошлого, но в наше время) денежных купюр представляющих историческую ценность, в качестве подлинных исторических экземпляров.

5.      Сбыт данного рода купюр в качестве нововведенных, запущенных в экономический оборот денежных средств.

Данные преступления латентны, так как определить подлинность или истинную историческую ценность могут лишь специалисты в области истории или коллекционеры, имеющие большой опыт работы с историческими денежными средствами.  Однако в основе их подхода к исследованию данного рода денежных средств лежат в основном общенаучные  и узко профильные методы, такие как хронологический, геральдический, палеографический, метрологический и др. Данные методы не отвечают требованиям современной криминалистики и могут быть использованы лишь как фрагмент общей методики исследования денежных средств выведенных из обращения, но представляющих историческую и иную экономическую ценность.   В связи с отсутствием четкой методики, становится актуальным вопрос о  разработке единой криминалистической методики исследования исторических денежных средств  в рамках технико-криминалистической экспертизы документов.

Такого рода исследования должны проводиться  экспертами  в области технико-криминалистической экспертизы документов, в определенных случаях, с привлечением специалистов в области истории, нумизматики, бонистики, химии, физики и др.

Во время подготовки данной научной работы  были исследованы денежные купюры, относящиеся к периоду ХХ века. Периоду становления и развития эмиссионных институтов во всем мире. Цель работы: разработка плана и методики проведения исследований денежных знаков, выведенных из экономического обращения, но представляющих историческую,  бонистическую и иную ценность, которые могут стать предметом совершения преступления.

 

 

История развития денег, денежной и финансовой системы.

 

Экономика всех стран в мире всецело зависит от денежного оборота, но и, как было отмечено, сами деньги зависят от той экономической и финансовой ситуации, которая складывается в определенный период истории страны. История показывает: при «здоровой» экономике и при упорядоченной эмиссии[6] денежных средств - «качество» денег всегда остается высоким. И, напротив - при экономических кризисах, когда деньги обесцениваются, государству нет смысла вкладывать большие средства в качество их изготовления, из-за огромного объема производства наличности, что приводит к тому, что в экономику поступают фальшивые деньги, которые еще более усугубляют экономическую обстановку[7].

Все это заставляет нас обратить внимание на историю развития денежных средств, а так же на эволюцию средств защиты денег от подделки. Только таким образом,  будет возможно выработать определенные методы исследования денежных знаков, выведенных из обращения, но представляющих историческую и иную экономическую ценность.

Изложение истории развития денежной системы и системы развития средств защиты денежных знаков в мировых масштабах требует написание отдельной работы. В связи с этим в работе  излагается  лишь история развития денежных средств и средств их защиты  непосредственно  региона Российской империи и СССР.

 

До того как Дмитрий Донской вскоре после Куликовской битвы начал чеканить собственную монету,  регулярной чеканки на Руси не производилось. В качестве разменного эквивалента использовались слитки серебра-гривны, делившиеся на части для осуществления торговых операций. Вес слитка первоначально составлял 96 золотников. В дальнейшем, во времена татарского ига, половина 96-золотниковой  гривны стала одним из стандартов при сборе дани ("полугривна с сохи"), что в конечном итоге привело к распространению слитков весом в 48 золотников в качестве главного элемента денежной системы. Однако, поскольку изначально данный слиток составлял лишь половину от прежней "большой" гривны, за ним закрепилось название рубль или рублевая, т.е. рубленая гривна. 48-золотниковый стандарт, сначала принятый в Новгороде, получил всеобщее распространение и сохранялся в практике чеканки серебряных монет на Руси в течение нескольких веков. Имели хождение на Руси также и иностранные монеты - сначала византийские и арабские, а затем, татарские. Название татарских монет "тенге" в конечном итоге закрепилось в качестве общего термина "деньги". В XIV веке в Москве чеканили 216 деньги (деньга - название разменной монеты)  из 48-золотниковой гривны. В дальнейшем за нормой следить перестали, что приводило ко многим нарушениям (иногда мастера отливали до 500 монет из гривны). В 1534 году был открыт первый казенный (государственный) монетный двор в Москве. До этого года чеканные дворы сдавались в аренду частным лицам, так, впрочем, было принято почти повсеместно в Европе.

 Впервые денежная реформа, которая регулировала бы денежный оборот, была проведена в 1698 году и стала одним из первых масштабных преобразований, проведенных Петром. В какой-то мере именно она закладывала основу для других преобразовательных начинаний, т.к. упорядочивала достаточно хаотичную и архаичную денежную систему, существовавшую в России в  XVII веке, и давала возможности для увеличения государственных доходов и обеспечения возросших трат казны на ведение Северной войны. Реформа началась с уменьшения в 1698 году  веса старой серебряной копейки и  введения в обращение в 1700 году медной разменной монеты - полушки, полполушки и деньги. После этого были запущены в обращение серебряные и золотые монеты нового образца, при этом "дореформенные монеты" также продолжались выпускаться в ограниченном количестве вплоть до 1718 года. Отношения друг к другу монет разного металла были четко определены, в основу денежный системы впервые в мировой практике был положен десятичный принцип (1 рубль - 100 копеек). 

Особое  внимание Петром было уделено техническому  совершенствованию монетного производства. Монета является одним из важных государственных атрибутов и качество ее технического и художественного исполнения всегда имело влияние на престиж того или иного государства за границей.   Уровень же  исполнения российских монет в XVII веке уже сильно отстал от Европейского. Во время поездки с "великим посольством" Петр I специально посетил монетный двор в Лондоне, где подробно изучил технологические вопросы изготовления монет. Тогда же, по распоряжению Петра были закуплены и доставлены в Россию винтовые прессы  для тиснения монеты.

Применение новых технологий позволило поднять российские монеты  до европейского уровня того времени. Собственно только со времени Петра I можно говорить о появлении российской монеты в современном понимании этого слова, т.е. имеющей правильную круглую форму с четким рисунком и изготовленную машинным способом.

  Закладка монетного двора в Петербурге планировалась Петром уже с рубежа 1720-х г.г. Это было логичным следствием переноса в город на Неве российской столицы. Однако по целому ряду технических и организационных причин воплощение этого замысла в жизнь постоянно откладывалось. Наконец, в 1724 году монетное производство было устроено в Трубецком бастионе Петропавловской крепости. Первоначально производство монет в Петербурге было невелико. В достаточно ограниченном количестве там чеканились лишь золотые монеты (всю золотую и серебряную монету в Петербурге стали чеканить лишь с1765 года). Однако новый монетный двор задумывался Петром как образцовая модель для других монетных производств в России, поэтому его техническому оснащению было уделено первостепенное внимание. Оборудование для Петербургского двора было заказано в Нюренберге - центре производства монетных прессов в Европе, при этом Петр отдал распоряжение закупить самые современные образцы прессов. Таким образом, монетный двор в Трубецком бастионе стал одним из самых передовых производств своего профиля в Европе. 

 Россия стремилась преодолеть зависимость от экспорта драгоценных металлов. Долгое время Россия не имела собственных золотых и серебряных месторождений, поэтому эти металлы, как, впрочем, и медь приходилось покупать за границей. К середине XVIII века серебряные и золотые месторождения были обнаружены на Урале и в Сибири. Однако их использования было сопряжено с рядом проблем. Помимо организации добычи и доставки сырья к месту монетного производства, необходимо было освоить технологию выработки драгоценных металлов из руды (до того в России не занимались добычей золота и серебра из горной породы), а также приспособить технологию под конкретные образцы сырья. Решением этих проблем и занималась основанная в 1746 году Лаборатория, сочетавшая  как чисто производственную, так и научно-исследовательскую деятельность. Благодаря ее работе к концу XVIII столетия проблема зависимости российского монетного производства от привозного сырья была окончательно решена, и Россия стала использовать для чеканки монеты лишь собственный металл.

 Бумажные деньги стали к тому времени насущной потребностью экономики. Медная монета, составлявшая основу денежного обращения в России того времени, уже не могла обслуживать возросшие торговые обороты: купцам приходилось возить деньги возами из города в город. И в 1769 году была выпущена первая бумажная ассигнация, которая в силу недоверия граждан и финансовых организаций большого распространения не получила.  В 1786 году был произведен второй выпуск. Качество, как первого, так и второго выпуска было довольно низким, во многом, по причине отсутствия необходимой технологии и единого центра, выполняющего весь цикл производства, бумага для ассигнаций производилась на Красносельской и Царскосельской мануфактурах, а печать осуществлялась в Сенатской типографии. В 1776 году произошло прекращение чеканки монет в Москве.

К началу XIX века Петербургский монетный двор уже нуждался в технологическом переоснащении и расширении производственных помещений - Трубецкой бастион с трудом вмещал необходимое оборудование. Тогда было принято решение о строительстве для монетного двора нового здания. Для оборудования нового монетного двора была закуплена самая современная техника своего времени   -  недавно изобретенные паровые монетоделательные машины Болтона. Таким образом, Россия стала одной из первых стран, использовавших  паровые машины в монетном деле[8]. Но уже проистечении 10 лет,  возникла необходимость модернизации производства, обусловленная огромным количеством поддельных ассигнаций и монет, находившихся в российском обращении после войны с Наполеоном. В 1815 году, когда за рубль ассигнациями стали давать лишь 20 копеек золотом, было принято решение о замене старых ассигнаций на новые, выполненные на принципиально другом полиграфическом уровне.

 Для этого предполагалось учреждение специального заведения по выпуску государственных бумаг. Решение данного вопроса было поручено генерал-лейтенанту Августину Августиновичу Бетанкуру. Изучив проблему, Бетанкур пришел к выводу, что оптимальным решением станет строительство нового производства, объединяющего под своей крышей, как изготовление бумаги, так и непосредственно печатание ассигнаций и других государственных бумаг. Соответствующее предложение было направлено Александру I и получило полное одобрение. Строительство было завершено к 1818 г. Тогда же на новом предприятии, получившем название "Экспедиция заготовления государственных бумаг" осуществлено печатание ассигнаций нового образца[9]. Бумага экспедиции вскоре после запуска производства получила высокую оценку качества и стала поставляться за границу.

Финансовая реформа Е.Ф. Канкрина была проведена с целью упорядочить денежную систему Российской империи. Выпускаемые правительством в I половине XIX века ассигнации не имели твердой обеспеченности, поэтому к концу 1830-х гг. курс бумажных ассигнаций вновь серьезно упал, при этом одновременно существовало несколько различных курсов обмена ассигнаций на металлические деньги - народный курс, податный курс, биржевой курс и пр. Все это лишало российские финансы стабильности и усложняло контроль над денежным оборотом. Реформа началась с введения в 1839 году нового серебряного рубля, приравненного к 3,5 рублям ассигнациями. В дальнейшем стали выпускаться новые депозитные билеты, обеспечение которых определялось уже из новых серебряных рублей. Наконец,  в 1843 году появились новые кредитные билеты, объявленные основными бумажными деньгами (к тому времени остававшиеся на руках у населения старые ассигнации были выкуплены правительством по курсу 1/3,5).
Проведение реформы позволило установить в России стабильную финансовую систему, сохранявшуюся вплоть до начала Крымской войны.
Новые бумажные деньги были выпущены на хорошем для своего времени полиграфическом уровне и пользовались доверием населения.

Каким бы ни был уровень полиграфии в те времена, добиться идентичности воспроизведения рисунка на банкнотах не удавалось, вследствие того, что печатные формы изготавливались в основном мастерами-граверами то, они имели индивидуальные особенности, чем и пользовались злоумышленники.  Положение изменилось в результате  изобретения русским ученым Якоби в 1843 году – гальванопластики, которая ускорила изготовление печатных форм и позволила обеспечить идентичность воспроизведения рисунка на банкнотах.

Конец XVIII века можно охарактеризовать как один из удачных периодов в истории производства бумажных денег. Экспедиция становится одним из лучших бумагоделательных и типографских предприятий в Европе – она получает признание и золотые награды на международных выставках. Это становится возможным благодаря грамотному управлению Экспедиции Ф.Ф. Винбергом[10], который провел ее реконструкцию и достиг высокой производительности труда, внедрением механизма материальной заинтересованности работников.

Ф.Ф. Винберга можно считать одним из самых успешных управленцев за всю историю предприятия, осуществившего коренную перестройку всего механизма функционирования предприятия и добившегося за время своего руководства действительно блестящих достижений. До прихода к руководству Экспедицией Ф. Винберг возглавлял ее печатное отделение и в 1856 году в числе других ведущих сотрудников экспедиции был командирован за границу для ознакомления с Западным бумагоделательным и печатным производством. К концу 1850-х г.г. было принято решение о техническом переоборудовании экспедиции в связи ростом заказов  и значительным прогрессом полиграфического и бумагоделательного производства в Европе и Америке. Разумеется, с точностью утверждать, что именно после этой поездки у Винберга зародились планы по реформе управления нельзя, но так или иначе, вскоре после его возвращения на Экспедиции начались крупные перемены, в которых он принял деятельное участие. В частности, непосредственно Винберг договорился о закупке для Экспедиции современного западного оборудования,  бумагоделательных машин  английской фирмы Донкина. После  прихода к руководству экспедицией именно Винбергу пришлось претворять в жизнь планы технического переустройства. Было построено новое производственное здание, проведен новый водопровод с фильтрами для очистки воды, дополнительно закуплено современное печатное оборудование.
Для освоения новых технических приемов денежного производства приглашались иностранные специалисты. В частности в конце 1850-х начале 1860-х г.г. на Экспедиции работала группа специалистов American Bank Company, осуществлявших первые работы по производству кредитных билетов нового образца и обучавших русских специалистов новой технике. Влияние их работы заметно на кредитных билетах выпуска  1866  года, композиционно напоминающих американские доллары.

 Однако новая более сложная техника требовала не только строительства новых помещений и обеспечивающей инфраструктуры, но и заставляла задуматься о более эффективном управлении предприятием.

Поэтому не меньшее значение имела проведенная Винбергом реформа управления предприятием. Новому управляющему удалось коренным образом изменить экономическую основу деятельности экспедиции, заменив прежний принцип прямого финансирования из казны. Предприятие было переведено на коммерческую основу. Взаимоотношения с государством теперь строились на основе заказов, при этом Экспедиция имела право выполнять частные заказы и устанавливать на них собственные цены. Пятьдесят процентов полученной прибыли оставалась в распоряжении Экспедиции и использовалась для инвестиций и материального поощрения работников. Кроме того, при Винберге была изменена практиковавшаяся до того малоэффективная коллегиальная модель управления - теперь все полномочия по принятию решений находились у  одного управляющего.

В результате принятых Винбергом мер, Экспедиция стала одним из самых передовых бумагоделательных и полиграфических предприятий в Европе. Превращение Экспедиции в коммерческое предприятие, необходимость борьбы за частные заказы и применение премиальной системы оплаты труда позволило повысить эффективность и качество работ и поощрять инициативу работников.
Результаты не замедлили сказаться - в 1860-е  и 1870-е г.г. Экспедиция стала известна как один из самых качественных производителей на мировом рынке бумажной и полиграфической продукции. В частности, Экспедиция первая в мировой практике научилась изготовлять и применять в промышленном производстве  водяные знаки в виде портретов и картин. Впервые образцы этой продукции были представлены на Всемирной выставке в Лондоне в 1872 году[11]. Золотой медали Экспедиция удостоилась и на Всемирной выставке в Париже 1878 году. Заложенные Винбергом принципы управления Экспедицией не менялись вплоть до
1917 г. и определили многие ее достижения в последующие годы.

Но даже появление водяного знака не гарантировало отсутствия поддельных денежных знаков. К концу ХIX века количество поддельных банкнот резко возросло.  В1885 году по петиции Ф.Ф. Винберга и с одобрения Александра II  в Российской Империи объявлен тендер на разработку нового способа защиты денежных банкнот от подделки.  И уже в 1890 году  И.И. Орловым был изобретен новый способ многокрасочной печати, ставший одним  из самых совершенных в мировой практике и используемый до сегодняшнего дня в разных странах мира.

В 1891 году была создана первая машина для орловской печати, и был произведен первый  выпуск банкнот нового образца. Способ, изобретенный Орловым И.И., до сегодняшнего дня остается одним из серьезных препятствий для фальшивомонетчиков.

В 1899 году управление Экспедиции принимает Б.Б. Голицын. Основное его нововведение - установление 8-часового рабочего дня при одновременном увеличении норм выработки, что привело к заметному увеличению производительности и доходов предприятия. Расширилось книгопечатание на Экспедиции: выпускались богато иллюстрированные издания - в частности, были изданы народные сказки с рисунками     И. Билибина. К его заслугам можно причислить: увеличение численности рабочих (с 4600 в 1914г. до 8000 к марту 1917г.) и замену бумагоделательных машин Донкина на новые машины Фойта.

В 1914 году началась I Мировая война, в связи, с чем  был прекращен свободный размен бумажных денег на металлические, и Экспедиция вступила в период функционирования в условиях высокой инфляции. Впервые в российской истории импортировались денежные бумаги из Америки и Японии (однако, по разным причинам до России не дошли). Этот период в деньгопечатании можно охарактеризовать как необходимость больших объемов выпуска без высоких требований к качеству.

Продолжающаяся война, распыление власти между различными центрами влияния, а также паралич основных государственных институтов, развившийся в России вскоре после Февральской революции не позволяли Временному правительству вести хоть сколько-нибудь организованную экономическую политику. В такой ситуации нагрузка на печатный станок еще более возросла, что уже не позволяло Экспедиции выпускать требуемый объем бумажных денег без внесения изменений в существовавший на тот момент купюрный ряд и технологию изготовления банкнот. Первым шагом стало появление банкнот с увеличенным номиналом - В 1917 году в обращение были широко  пущены 250-рублевые и 1000-рублевые купюры (до этого самой крупной купюрой была купюра в 500 рублей, имевшая достаточно небольшой тираж). Эти банкноты были выполнены на достаточно высоком полиграфическом уровне (хотя и уступающим царским деньгам), но, возможно, в результате кризиса прежних государственных символов и отсутствия четко структурированной новой символики оформлены были довольно бедно и хаотично. Так, 250-рублевая банкнота Временного правительства достаточно известна, благодаря изображенному на ней двуглавому орлу на фоне свастики. Разумеется, данный знак нес тогда другую "смысловую нагрузку" и мог трактоваться как символ вечного процветания, однако появление свастики определенно свидетельствует о серьезных идеологических затруднениях Временного правительства - общепризнанных символов на тот момент в России практически не осталось, а банкноту надо было как-то оформлять. Как это не дико выглядит сейчас, но тогда, в революционной России 1917 года закрученная по часовой стрелке свастика была признана нейтральным символом, появление которого на банкнотах не должно было вызвать раздражение ни у одной из политических сил. На 1000-рублевой купюре подобную же функцию выполнял Таврический дворец, бывшее здание Государственной Думы, которая тогда считалась "колыбелью" Февральской революции, а потому ее изображение на банкнотах могло иметь даже объединяющий эффект почти для всех сил, представленных в политической жизни тех месяцев, которые когда-то вместе заседали в Думе.
Неизвестно почему, но именно эти банкноты в 250 и 1000 рублей сейчас часто называют "керенками". Однако название "керенки" в 1917 году закрепилось за банкнотами в 20 и 40 рублей, появившимися несколько позже  и являвшими собою реакцию на новую стадию "денежного голода". К тому времени, по законам раскручивающегося маховика инфляции возникла нехватка банкнот уже не крупного, а среднего номинала, поскольку прежние 10 и 25 рублей стали главной разменной купюрой - и теперь требовались в количестве, которое чисто технически невозможно было отпечатать - царские деньги делались на очень высоком полиграфическом уровне. Тогда было принято решение печатать новые 20- и 40-рублевки с крайне упрощенным оформлением и даже без водяного знака. Появление этих больше похожих на бутылочные этикетки банкнот стало определенным шоком для российского населения привыкшего к высокому уровню художественного и печатного исполнения денег, а потому новые бумажки и были названы "керенками" - население просто отказывалось воспринимать их как "серьезные" деньги.
Впрочем, и выпуск "керенок" оказался недостаточной мерой: инфляция была настолько сильной, что требовалось постоянно запускать в оборот  все новый и новый объем бумажной наличности. Мощности Экспедиции, изначально рассчитанные на выпуск высококачественной продукции в разумном объеме, почти не справлялись с выполнением новой задачи, и Временное правительство вынуждено было пойти на беспрецедентный шаг по размещению заказа на изготовления российских бумажных денег нового образца за границей - Деньги печатались в США. В то время высокое качество банкнот не было приоритетной задачей - главное было обеспечить высокий объем производства. Очевидно, американцы предложили приемлемое соотношение объем-качество. Интересно, что данный заказ был выполнен и даже доставлен до территории России через Владивосток. Правда, сам заказчик денег - Временное правительство России к тому времени уже кануло в политическое небытие, в России шла Гражданская война, поэтому новые деньги стали использоваться различными антибольшевистскими правительствами Сибири, в частности, адмиралом Колчаком и атаманом Семеновым. Окончательно они прекратили свое официальное хождение с занятием большевистскими войсками Владивостока в октябре 1922г.

 С началом I Мировой войны Правительство старалось аккумулировать у себя золотую наличность - свободный размен бумажных денег на золото был прекращен. Ограничения коснулись и мелкой разменной монеты - в связи с инфляцией с ее чеканкой в необходимом количестве перестали справляться, а потому мелкие монеты в обороте стали заменять бумажными марками, печатаемыми в Экспедиции. Тем не менее, чеканка на Петроградском дворе продолжалась. Февральская революция существенно не повлияла на это положение дел - такие "системообразующие" элементы государственной системы как монетные дворы, как правило, характеризуются высокой степенью устойчивости к политическим переменам, и кардинально повлиять на их деятельность могут лишь по-настоящему глубокие потрясения. По некоторым сведениям приход к власти в Петрограде большевиков так же не стал конечным пунктом в чеканке старых денег - "царские" металлические монеты использовались для выплаты жалованья войскам на фронтах и до заключения Брестского мира СНК.
К тому же, начиная с 1915 года, Петроградский монетный двор участвовал в выполнении международного обязательства - чеканке монеты для Персии. Первоначально чеканка стала осуществляться для обеспечения русского экспедиционного корпуса в Иране, северная часть которого с 1915 года была фактически оккупирована Россией. К концу 1917 года о русском контроле над Ираном говорить не приходилось, однако подряд был взят, и обязательства необходимо было выполнять. 27 февраля
1918 г., когда работы по персидским монетам были выполнены, Петроградский монетный двор фактически остановился. К тому времени инфляция сделала чеканку российской металлической монеты окончательно нерентабельной, не хватало металла - государственный и экономический кризис достиг той степени глубины, которую не выдержали многие государственные атрибуты, в ряду которых оказался и Монетный двор.

В условиях резкого ухудшения снабжения Петрограда необходимым сырьем для осуществления качественной печати и создания угрозы потери большевиками Петрограда было принято решение эвакуировать печатные мощности Экспедиции. Организация типографии по печатанию денег в Пензе (в 1919 эвакуирована в Пермь).
1918г. - Переезд правительства РСФСР из Петрограда в Москву

Организация нынешней системы Гознака фактически обязана своим появлением именно перипетиям Гражданской войны. Что не удивительно - для того, чтобы переносить столь консервативное по своей природе производство, как изготовление денег с одного места на другое должны были существовать действительно веские причины. Расстройство снабжения и угроза потери Петрограда заставили большевистское правительство эвакуировать Экспедицию, а затем, перевозить денежную типографию с одного места на другое, следуя изменениям фронтов Гражданской войны. При этом, в связи со сложностью перевозки необходимого оборудования, особенно в условиях транспортной разрухи, эвакуация типографии экспедиции осуществлялось в несколько этапов, поскольку же обстановка в стране тогда изменялась каждый день, а четких планов управления и государственного строительства на тот момент не существовало, то на разных этапах, эвакуация оборудования осуществлялась в разные пункты. Это и определило положение, когда к 1919 году в Советской России образовалась Пензенская печатная фабрика (вскоре частично эвакуированная в Пермь), московская печатная фабрика и оставшаяся в Петрограде бумажная фабрика бывшей экспедиции. Новым сложным хозяйством надо было как-то управлять и хотя бы минимально координировать работу разных фабрик. Поэтому 6 июля 1919 года было издано Положение  Народного комиссариата финансов  РСФСР об управлении фабриками заготовления Государственных Бумаг. Именно тогда была создана структура под названием Гознак, как объединение, выполняющее полный технологический цикл изготовления денежных знаков и включающее несколько фабрик, осуществляющих различные этапы производства. В определенном смысле можно сказать, что основы избранной тогда системы управления сохраняются и на сегодняшний день.

 Февральская революция породила такую проблему как хождение  денежных суррогатов в различных частях страны (деньги антибольшевистских правительств, а также денежные знаки, выпускаемые советскими властями в отдаленных регионах при невозможности доставок денег из Центра).

 Приведение в порядок финансовой системы Советской России  было задачей, возможно, не представимого до того в мировой истории уровня сложности, учитывая, что государству пришлось разгребать авгиевы конюшни, в которые превратились российские финансы за годы I Мировой войны, Гражданской войны и политики военного коммунизма. Причем, последняя причина внесла в "заполнение" конюшен особый вклад. Тогда был взят курс на ликвидацию торговли, переход на строгое распределение товаров и в этих условиях денежное обращение посчитали лишь временно необходимым техническим средством, а потому любую заботу об уровне инфляции посчитали в принципе излишней. Печатный станок был запущен "на износ". Строго говоря, печатавшиеся большевиками в  1917-1921 гг. купюры не были деньгами даже по названию. Официально они назывались расчетными знаками РСФСР и представляли собой скорее чеки для получения определенных товаров на распределительных пунктах.

Возобновление товарно-денежного обмена вместе с введением НЭПа самым настоятельным образом требовало радикального оздоровления денежной системы, потому что, то, что имелось на тот в момент в стране, практически не было способно к обслуживанию потребностей возрождающейся экономики. По стране тогда одновременно ходили все деньги, начиная с царских и кончая всеми денежными знаками, выпущенными всеми правительствами всех регионов страны за период Гражданской войны. Обменивались они на Черном рынке по достаточно сложной и запутанной схеме, однако более всего продолжали цениться старые царские банкноты - то ли из-за их относительно малого количества по сравнению с массой бумажек, пришедшей им на смену, то ли просто из-за субъективного отношения к ним как к деньгам, казалось, безвозвратно ушедшего стабильного времени. Последние выпущенные до реформы в 1921 года расчетные знаки РСФСР обменивались в 1922г. исходя из курса 1 довоенная копейка за 100 000 "расчетнознаковых" рублей.

Было очевидно, что в один прием чудовищную ситуацию, сложившуюся тогда в финансах Советской России исправить невозможно. Для начала, чтобы хоть как-то упростить расчеты Советское правительство провело две последовательные деноминации. Гознак получил новую работу. В 1922г. были выпущены новые кредитные билеты, обменивавшиеся 1 к 10 000 рублей всех прежних выпусков (новые кредитные билеты официально назывались "денежными" знаками, таким образом, деньги вновь были признаны новой властью). В 1923 году была проведена новая деноминация, тогда 1 новый рубль обменивался на 100 рублей 1922 году. Таким образом, общая деноминация составила за 2 года 1 к 1 000 000 рублей. В результате проведенной операции удалось, наконец, изъять большую часть порожденных смутным революционным временем бумажных знаков и придать единообразие денежной системе СССР. Общая сумма изъятой денежной массы составила 55 триллионов рублей, хотя эти подсчеты во многом условны - в него включены и царские 3-рублевки и "Обязательства РСФСР" 1921 года на 10 миллионов рублей.

 Однако проведенную деноминацию нельзя было считать реформой - она лишь временно устранила последствия гиперинфляции, без принятия реальных методов лечения все быстро могло скатиться к прежнему положению дел. Требовалось выпустить денежную единицу, обеспеченную реальной ценностью. Этой единицей стал знаменитый советский червонец.

Следует отметить, что запуск в обращение советской металлической монеты состоялся только в 1924 году, т.е. на окончательном этапе финансовой реформы. Поэтому начало работ в 1921 году объяснялось, скорее техническими соображениями. Двор фактически бездействовал с 1918 года. За этот "безмонетный" период там выполнялись лишь спорадические работы по изготовлению Ордена Красного знамени и памятных медалей в честь годовщин Октябрьской революции - более того, само название Петроградского монетного двора изменилось - он был переименован в медально-аффинажный завод. Монетные мощности за это время пришли в упадок, многие мастера разбежались, поэтому, когда необходимость возобновления чеканки монеты возникла в России вновь, то начинать все пришлось фактически с нуля: укомплектовывать штат, раздувать печи, восстанавливать оборудование. Всего с лета 1921 года по октябрь 1922 года было отчеканено новой монеты на сумму 8 680 116 рублей - количество крайне недостаточное  для запуска во всероссийский оборот. К тому же, на первых стадиях финансовой реформы, когда в обращении находились необеспеченные "совзнаки", появившаяся серебряная монета могла немедленно осесть в кубышках, как средство спасения от инфляции. Все эти факторы определили достаточно позднее появление новых монет в обороте.

Последствия запустения, царившего на монетном дворе в 1918-1921 г.г. преодолевались достаточно долго - даже в 1924 г.  Петроградский монетный двор не смог в полной мере удовлетворить потребность СССР в монете, поэтому часть заказа была размещена в Англии - Лондонском монетном дворе и частном монетном предприятии в Бирмингеме, однако уже к 1925 году в результате проведенной реконструкции (была проведена электрификация производства, увеличена полезная площадь мастерских) монетный двор в Петропавловской крепости восстановил и даже превысил уровень довоенного производства и стал единственным изготовителем советской монеты.

Первые червонцы были отпечатаны  в 1922 году и приравнены по стоимости к десятирублевой золотой монете дореволюционной чеканки. На 25% они были обеспечены золотом, на 75 -  товарами и векселями. Тогда же на Петроградском дворе были отчеканены золотые червонцы. Впрочем, их количество было крайне невелико. Вообще их появление имело сильную рекламную нагрузку - монетные червонцы чеканились, прежде всего, для заявки о новой денежной единице на международных биржах, и внушения доверия мировым финансовым кругам к денежной системе Советского Союза. Всего за 1923 - 1925г. было отчеканено 2,8 миллиона червонцев. В 1924г. были выпущены приравненные к червонцам казначейские билеты. 1 рубль новых казначейских билетов составлял 1 рубль золотом. Для недопущения инфляции эмиссия казначейских билетов не могла превышать 50% массы выпущенных червонцев. 30 апреля 1924 года денежные знаки 1923 года были обменены на новые казначейские билеты, исходя из соотношения 1 к 50 000. Таким образом, благодаря проведению грамотной и четко рассчитанной финансовой политики за 2 года удалось полностью устранить ужасающие последствия финансовой анархии революционных лет и создать прочную финансовую систему, основанную на признанной и ценимой на международной арене денежной единице - советском червонце. Реформу начала 1920-х г.г. можно считать одной из самых успешных финансовых операций советской власти за всю ее историю.

В 1928 году произошло свертывание НЭПа и переход к административной системе управления экономикой. В результате чего произошло ускорение темпов инфляции[12].

 Великая Отечественная война стала новым испытанием финансовой системы страны "на прочность" и одновременно подтвердила эффективность сложившейся системы организации и управления производством. Наличие в структуре Гознака нескольких фабрик, выполняющих разные этапы денежного производства (изготовление бумаги и печать) существенно облегчило задачи по эвакуации производственных мощностей. Важнейшим фактором, способствовавшим успеху налаживания денежного производства в условиях войны стала построенная в 1930-е гг. Краснокамская бумажная фабрика. То обстоятельство, что производство денежной бумаги перед войной перестало быть сосредоточенным исключительно в Ленинграде, с сентября 1941г. отрезанного блокадой, устраняло необходимость решения проблем организации нового производства на неприспособленных для этого мощностях - необходимо было лишь увеличить нагрузку на фабрику Краснокамска. Кроме того, фабрика обладала определенным резервом площадей, что позволило разместить на ее территории большую часть типографского оборудования, эвакуированного из Москвы. Осенью 1941 года в состав Гознака был включен Ленинградский монетный двор. Это решение также было продиктовано военными обстоятельствами - обстановка вокруг Ленинграда складывалась критическая, двор надо было срочно эвакуировать. Часть рабочих и оборудования, вывезенных незадолго до начала блокады из  Ленинграда, также была размещена на территории Краснокамской фабрики, оставшееся же в Ленинграде - также передали на баланс Гознака. Сам Ленинградский монетный двор бездействовал до 1943г. Таким образом, вся нагрузка по изготовлению монет легла на оперативно организованное предприятие в Краснокамске. Следует отметить, что, помимо чеканки монет, Краснокамский монетный двор с самых первых дней своей работы занимался изготовлением орденов и медалей, что в условиях войны являлось достаточно серьезной нагрузкой. Чтобы каким-то образом снизить загруженность двора в Краснокамске, было принято решение по организации Монетного двора в Москве, начавшего работу 25 апреля 1942 года и первоначально занимавшегося, прежде всего, изготовлением орденов и медалей. Одна из медалей - "За оборону Ленинграда" в 1943 году была изготовлена на Ленинградском монетном дворе. Однако это был, скорее символический жест - после выполнения этого задания монетный двор в Петропавловской Крепости вновь замер вплоть до 1946 года, когда оборудование Краснокамский монетный двор ликвидировали, а его оборудование вновь вернули в город на Неве. В целом, следует отметить, что Гознак сумел весьма эффективно наладить работу в условиях эвакуации и обеспечить бесперебойное изготовление продукции на всем протяжении войны.

В 1943-1945 гг. производился выпуск предприятиями Гознака бумажных денег для освобожденных советскими войсками, Венгрии, Болгарии и Румынии, а также советской оккупационной зоны в Германии.

 Необходимость проведения полного переоснащения оборудования на печатных фабриках Гознака стала совершенно очевидна во второй половине 1980-х гг. - т.е. к тому времени, когда советская государственная система вступила в эпоху глубоких трансформаций, следствием которых с одной стороны стала сильная инфляция, серьезно увеличившая нагрузку на фабрики Гознака, а во-вторых, усложнение экономической системы, появление института коммерческих предприятий и банков, что, в свою очередь увеличивало потребность в различных финансовых и банковских документах, а также требовало появления новых видов подобной документации. Таким образом, Гознак должен был одновременно решать задачи по увеличению объемов своей продукции, а также расширения номенклатуры при сохранении качества изделий. На старом оборудовании добиться этого было уже невозможно.

Первые решения о крупных закупках нового оборудования для Гознака были приняты в 1989 году. Однако деньги в необходимом количестве выделены не были, поэтому Гознак приобрел лишь незначительное количество новой техники. Прежде всего, были закуплены новые бумагоделательные машины и печатное оборудование - уровень инфляции уже требовал значительного увеличения производства банкнот. Реальное переоборудование началось лишь в 1990-1991г.г. Стоит отметить, что закупка новой техники для Гознака была, возможно, наиболее стабильной государственной инвестиционной программой первой половины 1990-х г.г. Политические события тех лет, распад Советского Союза, резкий слом прежней экономической системы, не оказали на нее особого влияния. Деньги выделялись в необходимом объеме и в срок, поскольку обслуживать новые экономические отношения во многом предстояло на основе продукции Гознака.

Всего за 1990-1995 г.г. на переоснащение Гознака новой техникой было потрачено более 300 миллионов долларов США[13]. Закупались лучшие образцы полиграфического и бумагоделательного оборудования из разных стран мира. Комплексное переоборудование позволило превратить предприятия Гознака в одни из самых современных  своего профиля в мире. Сейчас в рамках объединения можно выполнить весь цикл производства продукции защищенной печати  мирового уровня, различной монетной продукции, общей полиграфии.

 В настоящее время Объединение  Гознак, помимо работы по государственному заказу, осуществляет заказы частных лиц и организаций России и зарубежных стран, а также иностранных государств. В частности именно на предприятиях Гознака изготавливается банкнотная бумага для Индонезии, Египта и некоторых других стран. Гознак, как самостоятельное предприятие  достаточно успешно встраивается в современную рыночную экономику, при этом конкурируя на равных в своей сфере с ведущими мировыми производителями. Возможно, помимо космической отрасли и отдельных оборонных предприятий  это один из немногих примеров  производства в  России технологичной продукции, не уступающей западным аналогам.

В связи с этим эксперт при проведении такого рода исследований обязан знать о технологии производства, а так же о средствах защиты, которые использовались при производстве представленных ему на экспертизу денежных купюрах.

 

 

 

Исследование подлинности купюр,

представляющих историческую ценность.

 

Экспертиза подлинности денежных знаков, выведенных из обращения, но представляющих особую историческую и иную экономическую ценность, является довольно сложным видом исследования, так как требует от эксперта знаний не только в отрасли полиграфии и методики исследования подлинности денежных знаков, но и знаний истории развития денежных средств и тех средств защиты, которые применялись при их изготовлении.

В настоящее время руководство Гознака утверждает: «Возможность полной подделки или создания точных копий наших банкнот исключена»[14]. Это становится  возможным потому, что Гознак и иные предприятия различных стран при производстве денежных знаков используют более 30 различных средств и способов защиты своей продукции с использованием новейших технологических разработок и уже зарекомендовавших себя традиционных методов, среди которых:

*           Водяной знак (общий и локальный многотоновой,  

           филигранный);

*           Защитная нить:

·                скрытая непрозрачная;

·                скрытая прозрачная с текстом;

·                ныряющая металлизированная;

*           Микроперфорация;

*           Микротекст;

*           Рельефная сетка;

*           Бескрасочное тиснение;

*           Филигрань;

*           Защитные волокна, светящиеся в УФ-лучах;

*           Машиночитаемые признаки;

*           Скрытое изображение;

*           Метамерные краски, а так же краски OVI;

*           Металлизированная УФ – краска;

*           Голограммы и др.

 

Графические элементы защиты ценных бумаг и денежных биле­тов многочисленны и весьма разнообразны[15].

Однако представляющие для нас интерес банкноты были созданы не одно десятилетие назад, и подделка их на современном этапе не представляет особой сложности для злоумышленников.

Прежде чем приступать к разработке методики исследования денежных знаков, выведенных из обращения, но представляющих историческую и иную экономическую ценность, необходимо отметить, что ее производство основывается на ранее разработанных криминалистических методиках, таких как:

·        Методики исследования подлинности банкнот.

(В.П.Лютов «Распознавание поддельных бумажных денег» М. ЭКЦ МВД РФ, 1993 г.;  Е.В. Стариков, А.Г Белоусов, Г.Г. Белоусов, В.В. Кузнецов «Комплексное криминалистическое исследование средств защиты ценных бумаг и денежных билетов» ГУ ЭКЦ МВД РФ 2002 г.;    В.В. Лютов «Исследование подлинности банкнот» М. Кисинг информационные системы. 2004 г.)

·        Методики определение относительной давности изготовления документов.

(В.Н. Агинский, Г.Н. Беляева,  В.П. Лютов «Организация экспертных исследований» М., ВНИИ МВД РФ 1987 г.)

 

Экспертиза проводиться  экспертом, при условии, что он владеет всеми необходимыми методиками и знаниями для проведения такого рода исследования. Однако, бумажные денежные знаки представляют собой специфическую разновидность письменных документов, исследование которых, в некоторых случаях, потребует привлечения знаний вспомогательных исторических дисциплин.

При проведении полноценного исследования  банкнот выведенных из обращения, но представляющих особую историческую и иную экономическую ценность эксперт обязан:

1.                    Обладать знаниями в области технологии производства, а так же средств защиты, которые использовались при производстве представленных ему на экспертизу денежных купюрах. Выяснить (классифицировать) какими предприятиями (эмитентами) выпускались данные банкноты, года их производства и регион, в котором они имели экономическую ценность.

2.                    При внешнем анализе  денежных знаков, который проводят по аверсу (лицевой стороне) и реверсу (оборотной стороне), описать общие признаки: внимательно изучить герб (эмблему), разобрать текст, орнамент, филиграни, материал (бумагу), печати, надпечатки и другие элементы (признаки), расположенные на знаке.

Для классификации бумажных денежных знаков, бон анализ проводится по всем имеющимся признакам, таким как: эмблематический (геральдический) - гербы, эмблемы, символические знаки; палеографический - тексты, письменные знаки, правила орфографии; сфрагистический - печати, перфорации, конгревы; хронологический - даты; метрологический - соотношение между крупной купюрой и ее дробными частями; филигранный - водяные знаки на бумаге, материал (основа), из которого изготовлен денежный знак, бона, суррогат денег; иконографический - исторические лица, изображенные на денежных знаках; орнаментальный - графические, живописные украшения; филателистический - наклеенные марки на денежных знаках; эпиграфический - надпечатки позднейшего происхождения на денежных знаках.

3.                    Провести исследование с целью определения относительной давности изготовления этих купюр (их элементов), в целях недопущения ошибки в тех случаях, когда купюры изготовлены в наше время. Так как впоследствии может быть установлено, что купюра является фальшивой, но выпущена она в период производства подлинных денег, в связи с этим ее историческая ценность все равно может оставаться высокой. Установить способы, формы печати и иные средства защиты денежной купюры, применяемые при изготовлении банкноты. Подробно их описать. Установить условия хранения. Классифицировать состояние денежного знака — показатель его сохранности.

4.                    Сравнить представленные на экспертизу банкноты   с подлинными образцами купюр, либо, при их отсутствии, использовать справочный материал, в котором присутствует полное описание банкнот. Установить материальную (экономическую) и (или) историческую (с привлечением специалистов историков) ценность банкноты.

5.                    На основании диагностического исследования дать выводы:

ü                 о классификации представленной купюры.

ü                     об относительной давности изготовления представленной на исследование купюры.

ü                     о соответствии времени (периода) ее фактического изготовления, времени (году) указанному на самой купюре.

ü                     о условиях хранения и состоянии денежного знака.

 

                          На основании сравнительного исследования дать выводы:

ü                     о соответствии представленной купюры технологии производства денежных знаков (банкнот)  … (номиналом) … (эмитент) от … (года (периода) их производства).

ü                     о материальной или исторической ценности представленной купюры.

 

Рекомендуемый справочный  материал:

 

1.  Алямкин А. В., Баранов А. Г. История денежного обращения в 1914-1924 гг. (по материалам Зауралья): Научное издание. Екатеринбург: Изд-во УГГУ, 2005. 334 с. 220 ил. Тв. обл.

2.  Баранов А.Г. Денежное обращение и эмиссии бумажных денежных знаков на Северном Кавказе в 1917-1920 годах.

3.  Иванкин Ф.Ф., Баранов А.Г. Каталог ценных бумаг Российских железных дорог 1859-1917 гг.

4.  Иванкин Ф.Ф. Облигации железных дорог России 1859-1917 гг. Каталог. Издание 2-е перераб. и доп. – М., 2005. – 136 с. : ил.

5.  Парамонов О.В. Денежные знаки Мальцовского заводского округа в XIX в. 

6.  Парамонов О.В. Дутовки. Денежные знаки Оренбургского Отделения Госбанка в 1917-1918 гг.

7.  М.М.Глейзер. Бонистика в Петрограде-Ленинграде-СПб. СПб., 1998, 176 с., илл.

8.  Глейзер М.М. Сводный каталог бумажных денежных знаков, стандартных и юбилейных монет государств бывшего Советского Союза. 4-е издание, исправленное и дополненное.

9.   Марковецька Г.М.  Бумажные дензнаки и боны Восточной Галиции 1914 - 1920 рр.: Автореф.  и д.р.

10.  «Полный каталог бумажных денежных знаков и бон России, СССР, стран СНГ (1769-1994)» Рябченко П.Ф. 1995 год.

11.   «Свидетели истории» Щелоков А. 1987 Справочник 

12.   «Валюты мира» Баршай Ю.С. 2002 Справочник 

13.   «Военные деньги Второй мировой войны» Сенилов Б.В. 1991 

 

Описание купюр, иллюстрации и их перечень представлены на следующих Интернет сайтах:

1.   http://www.bonistikaweb.ru/index.html

2.   http://www.numizmatik.ru/

3.   http://bonistika.hut.ru/index.php

4.   http://www.cgb.fr/indexgb.html

Один из самых больших мировых каталогов бон:

                   http://www.cgb.fr/boutique/billetsgb.html

 

В связи с отсутствием или недостатком технико-криминалистического описания денежных купюр и их средств защиты, исследование которых представляет для нас интерес,  нами был сформирован краткий справочный материал. В процессе подготовки нами было исследовано более 30 различных купюр выпущенных в период с 1905 года по 1942 год. В основном это банкноты выпущенные предприятиями России (Российской империи и СССР), а так же банкноты Польши и Германии.

 

Для каждой из денежных купюр в дальнейшем приводится описание использованных при их изготовлении полиграфических способов печати и средств защиты.

 

 

Купюра (государственный кредитный билет Российской империи) образца 1905 года достоинством ТРИ РУБЛЯ.

Размер купюры 98х154мм.

 

Таблица применяемых способов печати элементов купюры

Элементы купюры:

Способ печати:

Лицевая сторона

Оборотная сторона

Фоновая сетка и обозначение наминала  «3» по центру купюры.

Фоновая сетка и иные элементы рисунка.

Орловская печать

Все печатные буквенно-цифровые записи, в том числе серийный номер.

Герб Российской империи, герб императора Николая II, узорное изображение над  текстом «три рубля».

Герб Российской империи.

Высокая печать

 

 

Средства защиты и иные элементы купюры:

 

*           Общий светлый водяной знак в виде сетки, в ячейках которой расположена цифра «3», водяной знак находится на всей площади листа бумаги.

*           Подпись кассира выполнена с помощью факсимиле.

Псевдо-барельефная сетка, образованная извилистостью линий фоновой сетки, находящейся по контуру основного изображения, визуально представляет собой сетку из римской цифры «III» и буквы «Р», в центре ячеек сетки расположена арабская цифра «3». (См. приложение №1)

Купюра (государственный кредитный билет Российской империи) образца 1909 года достоинством ПЯТЬ РУБЛЕЙ.

 

Размер купюры 98х158мм.

 

Таблица применяемых способов печати элементов купюры

Элементы купюры:

Способ печати:

Лицевая сторона

Оборотная сторона

Фоновая сетка и обозначение наминала «5»  по центру купюры.

Фоновая сетка.

Орловская печать

Все печатные буквенно-цифровые записи, в том числе серийный номер.

Герб Российской империи, фоновое изображение в виде рамки (фигурное изображение из переплетенных растений), узорное изображение над  текстом «кредитный билет».

Фоновое изображение включающее: Герб Российской империи, императорскую корону, скипетр, державу, меч, голову животного, элементы растений и др. Цифры «5» и текст «пять рублей».

Высокая печать

 

 

Средства защиты и иные элементы купюры:

 

*           Общий светлый водяной знак в виде цифр «5» расположенных на всей площади листа бумаги.

*           Подпись кассира выполнена с помощью факсимиле.

Псевдо-барельефная сетка, образованная извилистостью линий фоновой сетки, находящейся по контуру основного изображения, визуально представляет собой сетку из букв «руб», в центре ячеек сетки расположена цифра «5». (См. приложение №2)

 

 

Купюра (государственный кредитный билет Российской империи) образца 1909 года достоинством ДЕСЯТЬ РУБЛЕЙ.

 

Размер купюры 105х176мм.

 

Таблица применяемых способов печати элементов купюры

Элементы купюры:

Способ печати:

Лицевая сторона

Оборотная сторона

Фоновая сетка и три нижних обозначения номинала «10» в фигурных рамках.

Фоновая сетка, фоновые изображения и обозначения номинала.

Орловская печать

Все печатные буквенно-цифровые записи, в том числе серийный номер.

Герб Российской империи, фоновое изображение (фигурное изображение из переплетенных растений).

 

Высокая печать

 

 

Средства защиты и иные элементы купюры:

 

*           Общий светлый водяной знак в виде  цифр «10», находящегося на всей площади листа бумаги.

*           Подпись кассира выполнена с помощью факсимиле.

*           Псевдо-барельефная сетка, образованная извилистостью линий фоновой сетки, находящейся по контуру основного изображения, визуально представляет собой сетку из букв «руб», в центре ячеек сетки расположена цифра «10».

В области серийного номера купюры находятся следы от нумеровального аппарата. (См. приложение №3)

 

 

Купюра (государственный кредитный билет Российской империи) образца 1909 года достоинством ДВАДЦАТЬПЯТЬ РУБЛЕЙ.

Размер купюры 108х178мм.

Таблица применяемых способов печати элементов купюры

Элементы купюры:

Способ печати:

Лицевая сторона

Оборотная сторона

Фоновая сетка и обозначение наминала «25» по центру купюры.

Фоновая сетка и рисунок императорской короны с ленточкой в левом верхнем углу купюры.

Орловская печать

Все печатные буквенно-цифровые записи, в том числе серийный номер.

Герб Российской империи, фоновое изображение (фигурное изображение из переплетенных растений)

Все печатные буквенно-цифровые записи.

Высокая печать

 

 

Фоновое изображение включающее: Герб Российской империи, императорскую корону, рамку с портретом императора Александра III, якорь, элементы растений, надпись «25 рублей» и д.р.

Металлографская печать

 

Средства защиты и иные элементы купюры:

*           Локальный полутоновой водяной знак в виде портрета Александра III, расположенный в правой части лицевой стороны купюры. А так же общий светлый водяной знак в виде  цифр «25» и букв «руб», находящегося по контуру и в центре купюры.

*           Подпись кассира выполнена с помощью факсимиле.

*           Псевдо-барельефная сетка, образованная извилистостью линий фоновой сетки, находящейся по контуру основного изображения, визуально представляет собой сетку из букв «руб», в центре ячеек сетки расположена цифра «25».

*              Присутствует маркировка банкнотной бумаги (гриф).

               (См. приложение №4)

 

 

Купюра (государственный кредитный билет Российской империи) образца 1912 года достоинством ПЯТЬСОТ РУБЛЕЙ.

 

Размер купюры 127х268мм.

 

Таблица применяемых способов печати элементов купюры

Элементы купюры:

Способ печати:

Лицевая сторона

Оборотная сторона

Фоновая сетка и обозначение наминала «500» в левом нижнем углу и по центру купюры.

 

Орловская печать

Все печатные буквенно-цифровые записи, в том числе серийный номер.

Герб Российской империи, герб императора Николая II, фоновые изображения (состоящие из  элементов переплетенных растений)

 

Высокая печать

 

 

Все изображение.

Металлографская печать

 

Средства защиты и иные элементы купюры:

 

*           Локальный полутоновой водяной знак в виде портрета Петра I, расположенный в левой незапечатанной  части лицевой стороны купюры. А так же общий светлый водяной знак в виде  цифр «500», находящегося по контуру купюры и по всей области вокруг локального водяного знака.

*           Подпись кассира выполнена с помощью факсимиле.

*           Псевдо-барельефная сетка, образованная извилистостью линий фоновой сетки, находящейся по контуру основного изображения, визуально представляет собой сетку из букв «руб», в центре ячеек сетки расположена цифра «500».

*           В области серийного номера купюры находятся следы от нумеровального аппарата.

*           Присутствует явно вороженная маркировка банкнотной бумаги (гриф).

(См. приложение №5)

 

 

Купюра (государственный кредитный билет) образца 1918 года достоинством СТО РУБЛЕЙ.

 

Размер купюры 92х145мм.

 

Таблица применяемых способов печати элементов купюры

Элементы купюры:

Способ печати:

Лицевая сторона

Оборотная сторона

Фоновая сетка.

Плоская печать.

Все печатные буквенно-цифровые записи, в том числе серийный номер. Фоновые рисунки и узоры.

Герб в виде двуглавого орла и иные фоновые рисунки и узоры.

Высокая печать

 

 

Средства защиты и иные элементы купюры:

 

*           Общий светлый водяной знак в виде  цифр «100», находящегося на всей площади листа бумаги.

(См. приложение №6)

 

 

Купюра (билет банка Польского) образца 1930 года достоинством ПЯТЬ ЗЛОТЫХ.

 

Размер купюры 77х145мм.

 

Таблица применяемых способов печати элементов купюры

Элементы купюры:

Способ печати:

Лицевая сторона

Оборотная сторона

Фоновая сетка и все элементы рисунка.

Плоский офсетный способ печати.

Серийный номер.

Высокая печать

 

Средства защиты и иные элементы купюры:

 

*           Локальный полутоновой водяной знак в виде портрета (профиль мужчины или женщины), расположенный в левой незапечатанной  части лицевой стороны купюры.

*           Банкнотная бумага имеет тканеобразную плетеную структуру по обеим сторонам купюры.

(См. приложение №7)

 

 

Купюра (билет банка Польского) образца 1936 года достоинством ДВАДЦАТЬ ЗЛОТЫХ.

Размер купюры 87х163мм.

Таблица применяемых способов печати элементов купюры

Элементы купюры:

Способ печати:

Лицевая сторона

Оборотная сторона

Фоновая сетка и серийный номер.

 

Высокая печать.

Все элементы рисунка.

 

Металлографская печать.

 

Все элементы рисунка.

Плоский офсетный способ печати.

 

Средства защиты и иные элементы купюры:

*           Локальный полутоновой водяной знак в виде портрета (профиль женщины), расположенный в левой незапечатанной  части лицевой стороны купюры.

*           Присутствует маркировка банкнотной бумаги (гриф).

(См. приложение №8)

 

 

 

 

Купюра (Рейхсмарка) образца 1938-1942 года (точный год не известен, так как не указан на купюре) достоинством 1 РЕЙХСМАРКА.

 

Размер купюры 60х94мм.

 

Таблица применяемых способов печати элементов купюры

Элементы купюры:

Способ печати:

Лицевая сторона

Оборотная сторона

Фоновая сетка и все элементы рисунка, в том числе и серийный номер.

 

Высокая печать.

 

Фоновая сетка и все элементы рисунка.

Плоская печать.

(вероятно литография)

(См. приложение №9)

 

Купюра (Рейхсмарка) образца 1938-1942 года (точный год не известен, так как не указан на купюре) достоинством 50 РЕЙХСМАРОК.

 

Размер купюры 170х85мм.

 

Таблица применяемых способов печати элементов купюры

Элементы купюры:

Способ печати:

Лицевая сторона

Оборотная сторона

Все элементы рисунка.

Высокая печать.

 

Средства защиты и иные элементы купюры:

 

*           Общий темный водяной знак в виде сетки, расположенный по всей области купюры.

*           Бескрасочное теснение.

(См. приложение №10)

 

Заключение.

 

Методика исследования подлинности денежных купюр выведенных из экономического оборота, но представляющих историческую, бонистическую и иную экономическую ценность основывается на ранее разработанных методиках: исследования подлинности банкнот, определение относительной давности изготовления документов.

Исследование проводиться  одним экспертом, при условии, что он владеет всеми необходимыми методиками и знаниями для проведения такого рода исследования, а также эксперт должен обладать комплексом знаний из истории развития денежных средств и тех средств защиты, которые применялись при их изготовлении, либо он привлекает специалиста в данной области (коллекционера – бониста, историка).

Для проведения экспертизы требуются образцы для сравнительного исследования – подлинные банкноты (того же номинала и года выпуска). При отсутствии образцов эксперт должен обратиться к справочным материалам, в которых указаны способы печати, средства защиты и описание внешнего вида купюр.

Исследования подлинности денежных купюр выведенных из экономического оборота, но представляющих историческую, бонистическую и иную экономическую ценность решает следующие вопросы:

1.     Какова относительная давность изготовления купюры представленной на исследование? Соответствует ли время (период) ее изготовление, времени (периоду) указанному на самой купюре?

2.     Соответствуют ли способы печати, средства защиты и внешний вид представленной на исследование купюры банкнотам образца … (год выпуска), номинала … , выпущенных на предприятии(ях) …?

3.     Если нет, то в чем различия? Могут ли данные различия быть объяснены условиями хранения и большим сроком давности изготовления купюры?

4.     Какова материальная и (или) историческая ценность купюры? (Вопрос, решение которого осуществляется специалистами в области истории, финансов, либо коллекционерами).

Экспертиза оформляется в рамках поставленных перед экспертами вопросов и в соответствии с необходимыми традиционными методиками.

 

 

Список использованной литературы:

 

1.     «Исследование подлинности банкнот» Лютов В.В.  изд. «Кисинг информационные системы» Москва 2004 год.

2.     «Комплексное криминалистическое исследование подлинности средств защиты ценных бумаг и денежных билетов» Е.В. Стариков, А.Г Белоусов, Г.Г. Белоусов, В.В. Кузнецов. Учебное пособие. Москва 2002 год.

3.     «Организация экспертных исследований» В.Н. Агинский, Г.Н. Беляев,  В.П. Лютов  М., ВНИИ МВД РФ 1987 г.

4.      «Полный каталог бумажных денежных знаков и бон России, СССР, стран СНГ (1769-1994)» Рябченко П.Ф. 1995 год.

5.      «Распознавание поддельных бумажных денег» В.П.Лютов ЭКЦ МВД РФ. Учебное пособие. Москва 1993 год., 1993

6.     «Технические требования и условия изготовления защищенной поли­графической продукции» - приложение к приказу Минфина России.

 

Использованные интернет-ресурсы:

 

7.     Информация с официального Интернет - сайта предприятия Гознак:  

          www.goznak.ru   октябрь 2005 года.

 

8.     http://www.bonistikaweb.ru/index.html

 

9.     http://www.numizmatik.ru/

 

10. http://bonistika.hut.ru/index.php

 

11. http://www.cgb.fr/indexgb.html



[1]   Впервые такого рода «банковские» операции проводил орден Тамплиеров в XIV-XVII вв., имея почти во всех городах западной Европы свои представительства, орден выдавал расписки (векселя ордена) по которым в любом другом городе человек мог получить нужную ему сумму.

[2] Бонистика (от фр. bonistigue) — вспомогательная историческая дисциплина, изучающая бумажные денежные знаки и боны как исторические документы, характеризующие политическое и экономическое состояние общества; коллекционирование бумажных денежных знаков, бон, лотерейных билетов, акций, облигаций, купонов и т.п.

[3] (от фр. bon, в свою очередь от лат. bonus — удобный) — знак неофициального обращения, выпускаемый каким-либо учреждением или предприятием в период дефицита государственных денежных знаков.

[4]   Уголовно-правовая квалификация будет определяться  как «мошенничество» - Ст. 159 УК РФ, а не как «изготовление и сбыт поддельных денежных средств или ценных бумаг» – Ст. 186 УК РФ.

(Мошенничество - хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущества  путем обмана или злоупотребления доверием.)

[5]   Доллар США образца 1810-1890 года подлежит обмену на действующий доллар, с учетом инфляции, по соответствующему  курсу  1:57.

[6] Эмиссия – выпуск новой партии денежных средств и вливание ее в общий экономический оборот, обусловленная в основном инфляцией, и производимая для обналичивания «виртуальных» денег, а также для замены старых купюр или деноминации.

[7] Такого рода примеры будут приведены ниже.

                                            

[8]  Въехавший в новое здание в 1805 году монетный двор с тех пор не менял своего местоположения вплоть до сегодняшнего дня.

[9] Именно создание Экспедиции - предприятия, осуществлявшего полный цикл производства бумажных денег и иных ценных бумаг можно считать датой основания Гознака.

[10] Ф.Ф. Винберг возглавлял Экспедицию с 1861 по 1889 гг.

[11] В своем репортаже с выставки  Английская газета "Стандарт" от 1872г. писала: "Бумага (Экспедиции) с водяными знаками в особенности замечательна и захватила английских производителей врасплох".

[12] С 1929 по 1937г. наличная масса денег увеличилась в 8 раз.

[13] http:// www.goznak.ru

[14] http://www.goznak.ru/

[15] «Технические требования и условия изготовления защищенной поли­графической продукции» - приложение к приказу Минфина России.

 

©   При использовании этих материалов ссылка на сайт "Бонистика" www.bonistikaweb.ru обязательна

 


; Цены на деньги России