на главную страницу

 Форум, доска объявлений

 

    "Нумизматика Центральной Азии", вып. VII, Ташкент, 2004. с. 98-105.

 

Г.Н. Курбанов.

К истории бумажных денег Бухары начала XX в.

 

В фондах Бухарского Государственного музея-заповедника хранится одна из богатейших в Средней Азии коллекций печатей XIX - начала XX вв. Особое место в ней занимают печати и штампы для изготовления первых бумажных денег Бухарского эмирата, а позже и Бухарской Народной Советской Республики.

После революционных событий 1917 года в Российской Империи, хождение царских российских бумажных денежных знаков на территории Бухарского эмирата прекратилось. Эмирату срочно были необходимы собственные бумажные деньги, которые начали печатать с 1918 года. Этому событию предшествовали серьезные мероприятия, обеспечившие появление новых денег в Бухаре.

Первым было совещание, созванное Мир Саййид Алим ханом в Арке, на котором присутствовали высшие сановники ханства: кушбеги, казн ал-куззат, представители духовенства и богатейшие бухарские купцы. Необходимость новых бумажных денег была ясна для всех участников. Яростные споры вызвало обсуждение метода их производства. Купец Юсупов, продемонстрировал всем заказанные по его поручению проекты денежных знаков и высказался за машинное печатание денег, как наиболее прогрессивное и современное. Мулла Кутбиддин яростно отверг предложение купца, заявив, что машинное печатание испортит мусульманские деньги. Он объявил Юсупова неверным («кафир»), а его затею противной вере. Под давлением муллы Кутбиддина, Юсупов был изгнан с совещания, а деньги было решено печатать вручную, прикладывая к бумаге штампы.

Было решено создать «когозхона» — мастерскую для печатания бумажных денег. Мастерская имела следующие штаты: туксаба, лжибачи или мирзабоши, приближенный к кушбеги, 20 «усто»-мастеров различных специальностей. Среди них были «наккоши»-

99

рисовальщики и художники; «заргары» ювелиры; «мирзой хуш-хат» - каллиграфы и другие.1

Для дензнаков была необходима качественная бумага. Для выпуска бумаги была построена небольшая фабрика в саду Дильку-шо.2 В других источниках отмечается, что эмир выписал из Коканда 2-х известных мастеров по изготовлению писчей бумаги: усто Ядгара и усто Убайда. Они открыли в местности Гурбун кустарную бумажную мастерскую, где работали около сорока учеников. Мастерская просуществовала до 1923 года. Бумага шла на изготовление бумажных денег «когоз-и акча», сначала эмирских, затем БНСР.3

Сохранились имена некоторых мастеров, принимавших участие в изготовлении штампов и печатей для бумажных денег. Среди них следует отметить Мухсинджана заргара, ученика знаменитого ювелира Кори Шарифа туксаба, пользовавшегося большой известностью в XIX - начале XX века.4 Мухсинджаи заргар жил в квартале Бозори Гуль г. Бухары. Он работал в придворной ювелирной мастерской Арка над штампами бумажных денег. Штампы для денег в 50, 100, 200, 500, 1 000, 5 000 и 10 000 танга были изготовлены им совместно с Усто Садриддином мирахуром. Они были лучшими в изготовлении штампов и на самом деле их работы демонстрируют высокую технику бухарских заргаров. Мухсинжан умер в 1955 году.s

Когда Бухарский эмират прекратил свое существование, правительство Бухарской Народной Советской Республики приспособило когозхона к печатанию новых дензнаков. Мастера использовали как штампы Бухарского эмирата, так и новые с символикой БНСР. Как было указано выше, дензнаки печатали вручную до 1922 года, до 1923 года печатали аналогичные им по оформлению, но типографским способом.

В 1923 году штампы и печати были переданы Назиратом Просвещения БНСР Бухарскому Государственному музею.

Первоначально они поступили в коллекцию, где хранились разнообразные штампы для изготовления ювелирных изделий, штампы для набойки тканей и т.д.6 С образованием отдела нумизматики и эпиграфики в 1986 году, штампы для дензнаков были переданы в фонды данного отдела. Штампов и печатей для дензнаков - 57 единиц. Хронологически их можно разделить на две группы: времени Бухарского эмирата и БНСР. Сделаны из

100

меди, надписи и орнаменты выполнены гравировкой. Надписи следующего содержания:

а)      Указание номинала арабской или русской графикой старого написания, иногда номинал указан на обоих языках: двести, пятьсот, пять тысяч теньга и пятьсот, пять тысяч, двадцать тысяч рублей.

б)      Указаны даты арабской графикой.

в)      Надпись, предупреждающая о наказании за подделку.

г)       Арабографическая надпись, подтверждающая наличие определенной суммы денег в пачке.

Для одного денежного знака использовали несколько печатей и штампов различных размеров и конфигураций, так как дензнаки печатали частями. Рассмотрим технику их использования на примере денежного знака в 20 000 сумов 1921 года (табл. 1: а).

Вначале мастер использовал крупные прямоугольные штампы, обозначая контуры и поле дензнака. Мы условно назовем их штампы-основы. Затем оттискивали небольшие штампы, назовем их штампы-детали и следующими печати. Например, на лицевой стороне дензнака7 штампы были оттиснуты в следующей последовательности.

1 штамп в виде медной прямоугольной пластины по краю которого ободок в виде ломаной линии оттиснут коричневым цветом (табл. 1: б)8. Ободок обозначал контуры дензнака. В центре штампа круглое отверстие, место штампа-детали. Вокруг отверстия два ободка: один заглубленный чистый (для штампа-детали) и с датой 1921. Другой ободок с орнаментом в виде штрихов. По сторонам отверстия два фигурных картуша. Их поле украшено орнаментом в виде плетенки, в центре каждого лепестковидная фигура с чистым фоном для штампа-детали. По четырем углам вытянутые отверстия для штампов-деталей.

2 штамп-основа тоже прямоугольной формы, но меньших размеров оттискивался внутри поля штампа 1 (табл. I : в).9 Его ободок с чередующимися штрихами соприкасался изнутри с ободком штампа 1. В центре штампа 2 круглое отверстие, по бокам - фигурные отверстия. Внизу на одной оси три вытянутых картуша с чистым фоном. Свободное поле штампа покрыто волнистым орнаментом. Штамп оттиснут коричневой краской, как и штамп I.

 

102

После того, как контуры, поле и картуши дензнака были готовы, мастер приступал к работе штампами-деталями.

Круглый штамп-деталь оттиснут зеленым цветом в центре дензнака (на месте круглого отверстия у штампа 1 и 2) и передает изображение полумесяца и звезды, под ними пересекающиеся серп и молот, обрамленные ветвями джугары.

Черными чернилами вокруг круглого картуша оттиснута печать-деталь с арабографической надписью (чистый ободок с датой на штампе 1):

 

Внутри лепестковидных фигур боковых картушей штампа 1 и 2, черными чернилами оттиснута фигурная печать-деталь с надписью:

 

В нижних прямоугольных с чистым фоном картушах штампа 2 оттиснуты три печати-детали черными чернилами. Надписи следующие:

 

Серии дензнака написаны ручкой черными чернилами. Таким образом, для этой стороны дензнака в 20 000 сумов мастер использовал 8 штампов и печатей.

Оборотная сторона дензнака выполнена в тех же коричневых и зеленых тонах (табл. 2 : а).

1       штамп-основа выглядит как ажурная прямоугольная решетка, размером 210 х 117 х 2 мм (табл. 2 : б). По краям припаяны зажимы для ручки. В центре листовидный картуш с изображением полумесяца и звезды, вокруг которых пышные ветки джугары. По сторонам фигурные ромбовидные картуши, в центре которых обозначен номинал крупными цифрами 20 000.

Под листовидным картушем небольшое фигурное отверстие для штампа-детали. По краю ободок, заполненный 4-х лепестковыми цветами в квадратах.11

2       штамп-основа меньших размеров (202 х 103 х 2 мм) чем 1-й, мастер оттискивал его внутри первого (табл. 2 : в). В центре листовидной формы отверстие, соответствующее изображению полу-

 

104

месяца и звезды на 1 штампе. По сторонам аналогичные по форме ромбовидные фигурные картуши. Вверху прямоугольный картуш с чистым фоном для оттиска печати, внизу аналогичное 1 -штампу фигурное отверстие. В поле штампа — волнистый орнамент. По краю ободок со штрихами внутри.12  

Печать-деталь оттиснута черными чернилами над центральным листовидным картушем штампа 1 и 2. На печати арабографическая надпись:

 

Под центральным картушем приложен фигурный штамп-деталь с обозначением номинала арабским 20 000.

Надпись другой печати-детали прямоугольной формы дополняет обозначение номинала «20 000» словом «рублей».

Таким образом, для этой стороны дензнака мастер использовал 5 штампов и печатей.

Денежные знаки Бухарского эмирата имели следующую информацию: достоинство денежного знака буквами или цифрами (иногда присутствует оба), место и дату его выпуска, обозначение серии, символику (полумесяц и звезда), подпись хазиначи.

На денежных знаках БНСР имеется аналогичная информация, символику дополняют изображение серпа и молота и сноп джугары, подпись.

Вышеописанная информация представлена на штампах, но частями. Штампы, несшие общую информацию, использовались и для дензнаков Бухарского эмирата и для дензнаков БНСР.

Частями представлены и надписи, более распространенные на печатях и штампах-деталях.

Денежные знаки Бухары начала 20 вв. представляют интерес как документальные свидетельства, отражающие политические события данного периода, состояние экономики и финансов государства. Изучение коллекции штампов и печатей, использовавшихся для дензнаков, поможет более глубоко изучить данные процессы.

 

Литература

1 Андреев М.С., Чехович О.Д. Арк Бухары в конце 19 - начале 20 вв. Душанбе. 1972. С. 73.

2 Там же. С. 73.

3 Семенов А.А. О среднеазиатской бумаге. // Известия АН Тадж ССР. Отделение общественных наук. №1 (32), 1963. С. 8.

 

105

4             Кори Шариф туксабо жил в гузаре Куйи Дарахт города Бухары. Когда Мир Саййид Алим хан в 1911 гаду вступил на престол, он пригласил заргара во дворец в Арк. Он был назначен «саркором» — главою придворной ювелирной мастерской и монетного двора. Он возглавил работы по изготовлению штемпелей для золотых, серебряных и медных монет Бухарского ханства. Умер в 1334/1915-16 гг. См. архив О.Д. Чехович. ЦГА, Р-2678, опись 2, документ 249. лист 10.

5             Там же. Документ 249, лист 10.

6             Бухарский Государственный музей. Инвентарная книга №2.1932. Колл. № 330

7             На лицевой стороне денежного знака БНСР помещено название государства.

8 Фонды отдела нумизматики и эпиграфики Бухарского музея-заповедника. Инв. №5353/5.

9             Там же, инв. № 5332/5, 5334/5, 5339/5, 5345/5, 5346/5, 53.49/5.

10           В фондах музея хранится другая, абсолютно аналогичная по форме и надписи печать, но номинал 10 000 сумов. Печать литая фигурная, размером 31,2 х 17 мм. Цилиндрическая полая ручка на оборотной стороне (навершие отсутствует), высота с ручкой - 35 мм. Фонды отдела нумизматики и эпиграфики, инв. № 5367/5.

11           Фонды. Инв. № 5348/5,5360/5.

12 Фонды. Инв. № 5350/5, 5351/5, 5338/5, 5341/5.

   

©   При использовании этих материалов ссылка на сайт "Бонистика" www.bonistikaweb.ru обязательна

 


; Цены на деньги России