Коллекционер, 1995(30), С.107-113.

4 - ПРОЦЕНТНЫЕ ОБЛИГАЦИОННЫЕ ЗАЙМЫ ОБЩЕСТВА МОСКОВСКО -ЯРОСЛДВСКО - АРХАНГЕЛЬСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ

В. Теребов

 

Облигации Общества Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги так редки, что их фотографий нет даже в специальном иллюстрированном каталоге русских железнодорожных облигаций [1]. Подлинную облигацию автор статьи более чем за полвека собирательства видел лишь один раз, образцы же попадались трижды.

Общество Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги было высочайше утверждено 29 мая 1859 г. [2]. Сначала оно проложило линию от Москвы до Троице-Сергиевского посада, а затем до Ярославля. 7 июня 1868 г. принимается новый устав Общества [3]. 24 июня 1,870 г. было разрешено строительство узкоколейной ветви до Вологды [4], открытой 20 июня 1872 г.

11 июня 1894 г. было утверждено 6-е дополнение к уставу Общества, которым разрешалось построить узкоколейную линию в один путь от Вологды до Архангельска, а само Общество переименовывалось в Общество Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги. Для сооружения этой и других линий, а также для увеличения пропускной и провозной способности дороги в 1895-1899 г.г. оно выпустило шесть 4-процентных облигационных займов [6]:

 

 

Рис.1

 

Рис.2

Пять внутренних займов были реализованы с помощью Государственного банка и государственных сберегательных касс, а внешний — германскими и отчасти голландскими банками. Все займы гарантировались Российским правительством. Доход определялся в 4 процента годовых, дивиденды выплачивались по срочным купонам два раза в год. Облигации и купоны показаны на рис. 1-5.

Работы по сооружению Архангельской линии начались 13 августа 1894 г. Первый участок дороги от Вологды до остановочного пункта (полустанции, потом станции) Кубино был сдан в эксплуатацию 1 августа 1896 г., после чего открылось временное движение, а правильное (регулярное) движение началось с 22 октября 1898 г. Начальником первого участка был инженер А.С.Сумароков, главным инженером по постройке дороги — С.П.Чоколов, а председателем правления Общества — крупный русский капиталист С.И.Мамонтов.

Станция Кубино с 1 января 1904 г. была переименована в Лещево, а с 18 апреля 1914 г. в Харовскую В настоящее время — станция Харовская Северной железной дороги . Был сооружен мост через реку Кубину, и строительство узкоколейной железной дороги продолжалось все дальше на север. В 1897 г. линия была доведена до Архангельска, точнее до Северной Двины, так как мост еще не был построен, и пассажиры переправлялись через реку на пароме.

Торжественное открытие Вологодско-Архангельского участка состоялось 17 ноября 189 7 г.

Во время работы в Вологодском областном краеведческом музее я изучил фотографии, сделанные П.Майером из Ярославля. Они черно-белые (265 х 208 мм), наклеены на коричневый картон (487 х 340 мм) с золотым тиснением: вверху надпись "Общество Московско-Ярославско-Архангельской жел. дороги. Сооружение Вологодско-Архангельской линии", ниже — название снимка, слева — "П.Майер", справа — "Ярославль".

Анализ пометок на фотографиях и дат в тексте позволяет сделать вывод, что П.Майер был приглашен Обществом и запечатлел весь ход строительства Вологодско-Архангельской линии от начала до конца. На самом раннем из сохранившихся снимков — устройство временной дороги по глубоким болотам в зиму 1894-1895 IT., на самом позднем — станция Няндома ко дню открытия движения (ноябрь 1897 г.) В фондах Вологодского областного краеведческого музея числится 126 фотографий.

В Архангельском областном краеведческом музее хранится 71 аналогичный снимок (инвентарный номер 936/1-71. Вводя в научный оборот этот ценнейший документальный материал, надеюсь, что фотографии привлекут внимание историков, краеведов, инженеров и других исследователей. Помещаем две из них (рис. 6 и 7), а на рис. 8 уникальный снимок — позитив на стеклянной пластинке, находящийся в Харовском народном краеведческом музее (г. Харовск Вологодской обл.).

Высочайше утвержденным положением Соединенного присутствия Московско-

 

Рис. 6 Станция Кубино

Ярославско-Архангельская железная дорога с 1 апреля 1900 г. была передана в казну [7], т.е. досрочно выкуплена правительством, причем, управление ею было возложено временно на особый комитет министерства финансов, а с 1 января 1902 г. перешла в ведение министерства путей сообщения на общих основаниях [8].

Рис.7

12 апреля 1902 г. был подписан высочайший указ об обмене облигаций Московско-Ярославско-Архангельской и Шуйско-Ивановской железных дорог на свидетельства государственной 4-процентной ренты и о выпуске для этой цели новых серий ренты [9], которых было выпущено пять: 248-252. Все облигации были обменены на ренту и уничтожены. Вот почему они практически не встречаются.

Рис.8

Список литературы

l. Drumm/Henseler. Historische Wertpapiere. B.I.Russische Eisenbahn-Obligation. 1859-1914-1918. L.Aufhabe, Frankfurt, Heraus Lebert, 1979, S, 42-46.

2. Полное собрание законов Российской империи (далее ПСЗ). Собрание 2-е, № 34548.

3. ПСЗ 2-е,№ 45946

4. ПСЗ 2-е,№ 48582

5. ПСЗ 3-е, № 10 816.

6. Мигулин П.П. Русский государственный кредит (со времени Екатерины II до наших дней). ТЛИ, в. III. Железнодорожные займы и железнодорожная политика 1893-1902 гг. — Харьков, 1903, - С 467-469, 476, 480-482.

7. ПСЗ 3-е, № 18375.

8. ПСЗ 3-е, № 20869.

9. ПСЗ 3-е, № 21338.

Пожелания, уточнения и дополнения автор просит направлять по адресу: 430000, г. Саранск, ул. Полежаева, 55, кв. 2, Теребову Владимиру Никандровичу.

Саранск

Коллекционер, 1995(30), С.107-113.

 


; Цены на деньги России