на главную страницу

 Форум, доска объявлений

 

    Коллекционер: Сб. статей. Вып. 40-41/Союз филателистов России, М.: 2005.С.276-294.

  СТАЛИНГРАДСКИЙ ТРАМВАЙ - ЕГО БОНЫ И ОТКРЫТКИ.

Алексей Авчухов.


Вид Сталинграда. Советская улица.

Почтовая карточка.

Сталинградское изд-во. С.К.Крайлит №919 Госхромолитография им. Ильича в Ростове н-Д. Заказ №1297  Тираж 200.000 экз.

 Цена 5 коп.

Переименованная в 1923 году бывшая Астраханская улица, началом которой являлся изображенный на почтовой карточке Астраханский мост и проложенная по нему трамвайная линия, связывавшие 1-ю и 2-ю части города через реку Царицу.

 

У

влечение коллекционированием бон пришло ко мне лет 25 тому назад, естественным образом приведя к изучению истории становления и развития товарно-денежных отношений, краеведению.

Своеобразие Волгограда, славой которого по праву гордятся его жители, заключается в том что, будучи уездным Царицыном на самой окраине Саратовской губернии, в начале ХХ в. он постепенно приобретает важное экономическое, а в годы Гражданской войны и политическое значение. В своих современных границах Волгоградская область объединила богатые хлебом казачьи Усть-Хоперский и Медведицкий округа бывшего Войска Донского, территории Черноярского и Царевского уездов засушливого Заволжья, входивших ранее в состав Астраханской губернии, волжские города Дубовку и Камышин. При этом материала, освещающего историю бумажно-денежного обращения, до обидного мало. В Великую Отечественную войну город был полностью разрушен и отстроен практически заново. Во время бомбардировок и боев 1942 г. горели архивы, библиотеки, частные собрания. Поэтому всякий материал, дополняющий наши знания об истории родного города, чрезвычайно редок и дорог нам.

Во второй половине 1990-х, в Московском клубе коллекционеров, автору этих строк были предложены некие «сталинградские боны». Однако в тот момент приобрести их не удалось. И вот, в конце 1990-х годов, в составе обширной коллекция бон, основу которой составляло частичное собрание старейшего царицынского коллекционера С. Гайворонского, мною было приобретено шесть бон Сталинградского трамвая двух номиналов – 4 копейки (1/2 станции) (литера А, №№ 019573, 019574) и 10 копеек (1 станция) (литера В, №№ 090438, 090445, 090446 и 090447). Понятно, что сохранились они только благодаря тому, что попали в его легендарную коллекцию. По воспоминаниям, всю войну коллекция была зарыта в саду частного дома.

 

 

Известно два вида льготных талонов – 4 копейки (1/2 станции) и 10 копеек (1 станция).

 

Напечатанные на простой тонкой серой бумаге без водяных знаков, размером 70х35 мм, талоны вряд ли предназначались для многократного использования, хотя основной их функцией являлась сдача, т.е. размен рублевых купюр. Для горожан постоянно пользующихся общественным транспортом это было вполне приемлемо. Тем не менее, при выпуске была предусмотрена вероятность ветшания и истирания надписей на талонах в результате неоднократного обращения и, с целью различия номиналов, на 10-ти копеечном талоне нанесена красная полоса по диагонали. Боны односторонние, текст на лицевой стороне гласит: «Сталинград. Гор. Электр. трамвай./ Льготный талон на право получения билета для проезда по линиям Г. Э. тр.», т.е. талон билетом не являлся, а шел в уплату за билет. Отпечатаны были в Ленинграде в типографии «Дело» (улица 2-я Рождественская, дом 27).

Лаконизм текста и отсутствие года выпуска побудили обратиться к изучению аналогичных трамвайных выпусков других городов и к истории Сталинградского трамвая. Наиболее доступным материалом, освещающим и иллюстрирующим период довоенной истории трамвая, оказались немногочисленные почтовые карточки с изображением трамвайных вагонов и маршрутных путей на улицах города. В отличие от частых и многообразных видов дореволюционного Царицына, известно всего два или три выпуска сталинградских открыток 1920-30-х гг., невыгодно отличающихся плохим качеством печати. Изображения могут быть черно-белыми или светло-коричневыми (в сепии). Наиболее массовым тиражом в 200.000 экземпляров выпущены светло-коричневые карточки размером 10х15 см.

Всего с видами Сталинградского трамвая известно не более десяти сюжетов. Большую помощь в подборе и предоставлении материала оказал волгоградский коллекционер Ю. С. Смирнов. Таким образом возникла эта тематическая коллекция.

 

Ц

арицын, Саратовской губернии (в апреле 1925 г. постановлением ЦИК СССР будет переименован в Сталинград, затем в 1961 г. – в Волгоград) был первым уездным городом, где появился трамвай, хотя к этому времени трамваи имелись в 36 губернских городах империи. Однако царицынский трамвай – один из немногих городских трамваев отечественного производства, а не Бельгийского Общества, которое монополизировало трамвайное строительство в России. В частности, все первые 17 вагонов были построены на Мытищенском вагоностроительном заводе. Реализация этого проекта без привлечения иностранного капитала удалась благодаря размещению в 1910 г. городского 5% облигационного займа на сумму в 1,5 миллиона рублей «для постройки трамвая, электрической станции и устройства в городе электрического освещения».

Проектировал царицынский трамвай русский инженер профессор Шульгин, а непосредственное строительство велось под руководством инженера Туркина, возглавившего комиссию по сооружению электрических предприятий. В начале 1912 г. проект был утвержден Министерством внутренних дел.


Царицын. Астраханский мост.

Почтовая карточка.

Изд. Контрагентства А. С. Суворина и Ко.   1914 г.   Фототипия Шерер, Набгольц и Ко, Москва.  Цена 5 коп.

Железобетонный мост был выстроен в 1912 г. вместо деревянного с тем, чтобы обеспечить безопасное движение трамвая в зацарицынскую часть города. В настоящее время мост перенесен выше и соединяет проспект имени Ленина с улицей Рабоче-Крестьянской. Трамвайная линия демонтирована, но параллельно мосту проходит первая очередь современной линии скоростного трамвая – т.н. «метротрам».

 

Пуск трамвая состоялся 9 апреля 1913 г. В этот день была песчаная буря и опасаясь, что трамвай сойдет с рельсов, все дворники города, выстроясь в живую цепь – подметали путь. Кстати, выручка за первый день работы составила 325 рублей.

В XIX - начале XX вв. до появления трамвая в Царицыне существовало только одно средство передвижения – извозчичьи экипажи. В начале 1900 года  в городе насчитывалось 60.631 жителей, на которых приходилось 250 легковых извозчиков. Проезд в один конец по всем улицам первой части города (ныне Центральный район Волгограда) или второй части (Ворошиловский район) без остановки для одноконного и пароконного экипажа стоил от 15 до 50 копеек, в оба конца с остановкой в 15 минут – 50 копеек. В сегодняшнем эквиваленте это составило бы примерно $5,00.

Построенная в 1913 г. первая линия городского трамвая связала Тихорецкий вокзал Владикавказской железной дороги (ныне станция Волгоград-II), через Астраханский мост с Александровской площадью (площадь Павших борцов), а оттуда с конечной станцией на Уральской улице (бывшее трамвайное кольцо на 7-ой Гвардейской улице). Общая протяженность составила 10 км.

В середине 1914 г. была сдана вторая линия трамвая, протянувшаяся от Купеческих пристаней на Волге (Центральная набережная) до Полицейского управления  на Гоголевской улице, откуда пешком можно было пройти до вокзала «Царицын», бывшей конечной станции Грязе-Царицынской железной дороги (станция Волгоград-I). Всего на обеих трамвайных линиях насчитывалась 31 остановка.

Постепенно трамвай становился самым удобным видом городского транспорта, его предпочитали городским извозчикам ввиду доступности каждому горожанину – билет стоил 5 копеек. В сентябре 1914 г. стоимость увеличилась на 1 копейку, которая шла «на нужды войны».

В годы гражданской войны трамвайные вагоны использовались для перевозки военных грузов и боеприпасов. Во время боевых действий часть пути была повреждена, а три вагона разбиты артиллерийскими снарядами.

 


Сталинград н/В. Центр. Площадь «Павших борцов» и трамвайная станция.

Почтовая карточка. Известно два выпуска:

а). Издание Окриздата. Тираж 10.000 экз. Окрлит № 719. Цена 60 коп.

б). Сталинградское изд-во. С.К.Крайлит №919 Госхромолитография им. Ильича в Ростове н-Д. Заказ №1297  Тираж 200.000 экз. Цена 5 коп.

До революции площадь носила названия Александровской, затем Соборной (в честь выстроенного на ней Александро-Невского кафедрального собора). В 1923 г. в канун 6-й годовщины Октябрьской революции, когда в Царицыне было переименовано 40 улиц и 8 площадей, получила название Октябрьской. Отсюда трамваи расходились по различным маршрутам во все концы города.

 

15 августа 1920 г. в царицынской газете «Борьба» было опубликовано сообщение об увеличении ставки трамвайных тарифов в 100 раз по примеру железных дорог и об открытии движения до завода ДЮМО, бывшего Донецко-Юрьевского металлургического Общества (ныне завод «Красный Октябрь»). Перевозка пассажиров осуществлялась всего шестью вагонами. И хотя постепенно были отремонтированы все вагоны и трамвайные пути, предприятие не становилось рентабельным и не приносило прибыли в городской бюджет.

В связи с этим в 1923 г. крупные коммунальные предприятия общественного пользования были переведены на хозяйственный расчет, а для их эксплуатации был организован Коммунальный трест, в ведении которого стал находиться и трамвай.

В результате принятых мер трамвай стал не только окупать свои расходы, связанные с ремонтом путей и вагонов, но и приносить прибыль.

В 1924-1925 гг. движение трамвая осуществлялось по маршрутам: от вокзала Сталинград II до центра (стоимость проезда составляла 10 копеек) и от центра до Совпоселка (Краснооктябрьский район).

В 1929 г. от завода «Красный Октябрь» была проложена трамвайная линия до вновь построенного Сталинградского тракторного завода. До постройки этой линии езда на трамвае от переименованной Октябрьской площади (площадь Павших борцов) до завода «Красный Октябрь» занимала полчаса, а стоимость проезда в один конец составляла 17 копеек. После постройки линии стало возможным от центра города без пересадки через рабочий поселок имени Рыкова в районе завода «Красный Октябрь» добраться до Тракторостроя в течение часа. Стоимость проезда в один конец составляла 30 копеек, длина пути равнялась 15 км. Из восьми существовавших в 1936 г. трамвайных маршрутов, №3 от Октябрьской площади до Сталинградского тракторного завода являлся самым протяженным.

Прокладка новых линий продолжалась вплоть до начала Великой Отечественной войны. Статистические данные за 1940 г. показывают, что в течение года было осуществлено 90 млн. перевозок на сумму в 18 млн. рублей, т.е. средняя стоимость поездки равнялась 20 копейкам.

Выпущенное в 2003 г. в Волгограде юбилейное издание «Надежность, скорость, комфорт», посвященное 90-летию городского трамвая, подробно освещает эти и многие другие события, связанные с его пуском и последующей эксплуатацией. Однако в нем нет ни слова о выпусках денежных суррогатов. Это кажется странным, ведь экономическая составляющая является сутью любого технического проекта, цель которого рентабельность и получение прибыли. Значит ли это, что о бонах Сталинградского трамвая забыли специально, а документы о выпуске уничтожили?

 

В

ероятнее всего этот выпуск носил незаконный характер. Чтобы понять причину его появления необходимо представить общую ситуацию, сложившуюся в середине 1920-х гг. в сфере наличного денежного обращения нашей страны, в которой периоды безудержного «деньготворчества» сменялись попытками полного отказа от денег эпохи военного коммунизма.

В 1922-1924 гг. в стране была проведена денежная реформа, устранившая обесцененный в ходе гражданской войны и послевоенной разрухи совзнак, и внедрившая  в оборот твердую валюту на основе золотого червонца. В ходе реформы в марте 1924 г. произошел разменный кризис, вызванный недостатком мелкой разменной монеты. Появлялись попытки выпускать местные денежные суррогаты, но с этим решительно боролись. На завершающем этапе денежной реформы Совет Труда и Обороны распространил на все союзные республики запрет на выпуск денежных суррогатов (Постановление СТО от 29 февраля 1924 г.).

В помощь металлической монете, заблаговременно отчеканенной номиналами в 10, 15, 20, 50 копеек и 1 рубль в серебре, а также 1, 2, 3, 5 и полкопейки в меди, с апреля 1924 г. Наркомфином СССР, по разрешению Совета Труда и Обороны, согласно декрету ЦИК и СНК СССР «для обеспечения полной потребности денежного оборота в случае недостатка отчеканенной монеты», были выпущены разменные бумажные боны СССР образца 1924 года (без наименования) номиналами 1, 2, 3, 5 и 50 копеек (20 копеек не выпущены и известны только в образцах).

Из за того, что разменный кризис не был преодолен сразу, предельный срок хождения этих временных казначейских бон, прием их к платежу и к обмену кассами Народного Комиссариата Финансов и Госбанка был продлен по 31 августа 1926 г., с отсрочкой сверх того для некоторых местностей азиатской части СССР, но не далее 1 января 1927 г.

 

В

виду отсутствия точных данных[1] вполне допустимо предположение, что «Льготные талоны» Сталинградского городского электрического трамвая явились скрытой формой выпуска денежных суррогатов предприятием, остро нуждавшемся именно в мелких знаках оплаты, ибо отсутствие таковых парализовало работу предприятия.

На допустимость данного предположения указывает ряд признаков:

1.  Номинальный ряд в 4 и 10 копеек дополняет официальный выпуск разменных бон номиналами 1, 2, 3, 5 и 50 копеек;

2.  Наличие 6-значной нумерации и буквенных литер (А на 4-копеечных и В на 10-копеечных) указывают на строго лимитированный характер эмиссии и создают степень защиты, как для денежного документа;

3.  Наименование «Льготный талон» и наличие герба именно РСФСР, а не СССР указывает на нежелание уподоблять их общегосударственным платежным документам, что вступало бы в противоречие с Постановлением Совета Труда и Обороны и могло повлечь уголовное наказание, как за подделку денежных знаков.

Здесь же скрывается и смысл наименования «льготный» - население города, на собственном опыте познавшее всю призрачную ценность различного рода денежных суррогатов[2], могло отказываться принимать в качестве разменной сдачи эти невзрачные талоны. Тем более что в обращении вновь появилась звонкая монета. Однако известно, что до 1927 г. стоимость проезда по маршруту от вокзала Сталинград II до центра составляла 10 копеек. Оплата же двумя 4-копеечными «Льготными талонами» поездки, стоимостью в 10 копеек, предлагала 20% скидку.

 

П

ринимая во внимание все вышеизложенное, можно с большой долей уверенности предположить, что появление в сфере наличного денежного обращения города «Льготных талонов» Сталинградского городского электрического трамвая в условиях правительственного запрета на выпуск денежных суррогатов вызвано сложившейся в стране экономической ситуацией – разменным кризисом 1924 г.

Сроком обращения талонов необходимо считать период с 1925 по 1926 г., т.е. со времени переименования Царицына в Сталинград (не ранее апреля 1925 г.) до завершения разменного кризиса, изъятия из обращения разменных бумажных бон СССР образца 1924 г. и полного удовлетворения потребности предприятий народного хозяйства в разменной серебряной и медной монете (31 августа 1926 г.).


Вид г. Сталинграда. Клуб им. тов. Рыкова.

Почтовая карточка.

Сталинградское изд-во. С.К.Крайлит №919 Госхромолитография им. Ильича в Ростове н-Д. Заказ №1297  Тираж 200.000 экз.

 Цена 5 коп.

На оборотной стороне оригинала надпись карандашом: «Клуб завода «Электролес».

 


Царицын. № 3. Улица Гоголя, вид на Александровскую площадь.

Почтовая карточка.

Изд. Контрагентства  А. С. Суворина и КО.   1915 г.   Фототипия Шерер, Набгольц И КО, Москва.  Цена 5 коп.

 

Вид г. Сталинграда. Улица Гоголя.

 Почтовая карточка. Известно два выпуска:

а). Издание Окриздата. Тираж 5.000 экз. Окрлит № 586. Цена 7 коп.

б). Сталинградское изд-во. С.К.Крайлит № 919 Госхромолитография им. Ильича в Ростове н-Д. Заказ № 1297  Тираж 200.000 экз. Цена 5 коп.

Открытки с видами улицы Гоголя, конечным пунктом второй линии городского трамвая. Снятые до и после революции в похожих ракурсах, они показывают изменения, произошедшие за 10 лет на улицах Царицына-Сталинграда. До 1909 года – Елизаветинская улица, переименованная в честь 100-летнего юбилея Н. В. Гоголя. До революции здесь располагались гостиницы «Национальные номера» и «Номера люкс», аптекарский магазин, парикмахерская, магазин «Чай». В середине 1920-х их сменили вывески «Сталинградский Союз Кооперативов» и «Красный Путь». Панорама завершалась величественным зданием Александро-Невского собора.  Снимки сделаны со стороны современного ж. д. вокзала «Волгоград I» в направлении площади «Павших борцов».

 

 

 


Царицын. Улица Гоголя.

Почтовая карточка.

Изд. Контрагентства  А. С. Суворина и КО.   1917 г.   Фототипия Шерер, Набгольц И КО, Москва.  Цена 5 коп.

 


Вид г. Сталинграда.

Площадь «Павших борцов».

 Почтовая карточка.

Сталинградское изд-во. С.К.Крайлит №919 Госхромолитография им. Ильича в Ростове н-Д. Заказ №1297  Тираж 200.000 экз.

 Цена 5 коп.

 

Эти два вида сняты со стороны главной городской площади, неоднократно переименовывавшейся сначала из Александровской в Соборную, затем в Октябрьскую, наконец, в площадь Павших борцов, носящую это название и сегодня. Панорама улицы разворачивается в обратном направлении – к железнодорожному вокзалу. На открытке 1917 года хорошо видны вывески царицынских купцов. Слева – стоящее на углу бывшее здание Народного дома, в котором располагалось Царицынское 2-ое Общество Взаимного кредита с вывеской «Товарищество Артемия Яблокова сыновья», далее «Товарищество мануфактур А. Н. Пермяковой сыновья», русско-французское товарищество «Проводник» и гостиница «Номера люкс». Улица Гоголя существует и ныне под этим же названием, однако здания не сохранились, будучи разрушенными во время Второй мировой войны, а трамвайные пути демонтированы.

 


Вид г. Сталинграда. Крытый рынок.

Почтовая карточка.

Сталинградское изд-во. С.К.Крайлит №919 Госхромолитография им. Ильича в Ростове н-Д. Заказ №1297  Тираж 200.000 экз.

 Цена 5 коп.

Маршрут первой линии трамвая проходил мимо Базарной площади по Октябрьской улице (до 1923 г. - Александровская, ныне проспект им. Ленина). В этом здании, построенном в начале XX века в стиле «модерн», в настоящее время разместились мясные ряды Центрального рынка. На месте трамвайного разворотного кольца в 1957 г. возвели здание Волгоградского отделения Государственного банка.

 

И

зучению истории выпуска бон Сталинградского трамвая очень помог анализ аналогичных выпусков других городов бывшей Российской империи. Сведения о них разобщены, а некоторые выпуски столь редки и наверняка не знакомы многим коллекционерам, что хотелось бы в заключение дать обобщенное приложение в виде каталога. Благодаря помощи москвича Г.А.Васильева мы имеем возможность проиллюстрировать статью не только широко известными, но и некоторыми наиболее редкими трамвайными бонами (все изображения даны в натуральную величину).

Выпуски городских «трамвайных денег» имели место в нашей стране вплоть до 1930 г. (последний из описанных выпусков – марки в 10, 15 и 20 копеек Управления Пермского трамвая датированные 1930 г.). Условно все их можно разделить на две основные группы:

 

I.                   Общегородские выпуски периода Первой Мировой и Гражданской войн

(1916-1920 г.)

В военных условиях, когда эмитенты сменяли друг друга с пугающей обывателя быстротой и немедленно запрещали хождение денежных знаков изгнанного из города противника, частные выпуски знакомых всем горожанам учреждений оставались незыблемой валютой, не подвластной политической конъюнктуре. К таковым можно отнести:

1)                              Трамвайные выпуски местных городских самоуправлений, таких, например как  Екатеринодарская, Пятигорская, Винницкая или Николаевская (Херсонской губернии) Городских Управ;

2)                              Выпуски городских трамвайных обществ, как в Ростове на Дону, Одессе или Лодзи (Петроковской губернии).

Образцом для изготовления наиболее известных выпусков Пятигорска и Екатеринодара послужили казначейские разменные знаки Российского императорского правительства периода 1915-1917 гг. При сложившемся денежном дефиците они выполняли те же функции – размен и замещение исчезнувшей из обращения звонкой монеты.

 


ПЯТИГОРСК, Терской области.

Городской трамвай Пятигорского городского управления.

(1917-1918) Бон. 1, 2, 3 копейки.

(45х75 мм)

 


ЕКАТЕРИНОДАР, Кубанской области.

Городская Управа.

(1918) Бон (для трамвая). 1, 2, 3 копейки.

Встречаются с советской печатью: «Отдел Коммунального Хозяйства Екатеринодарского Исполкома».

(42х80 мм)

 

 

НИКОЛАЕВ, Херсонской губернии.

Городская Управа.

(1918) Разменный трамвайный знак. 1, 2 рубля.

(60х55 мм)

РОСТОВ на ДОНУ, Донской области.

Бельгийское Общество Ростовского н/Дону трамвая.

(1918) Сдача. 1, 2, 5 (надпечатка) копеек. Односторонние, но на RV круглая печать со старой орфографией: «Управление электрического трамвая в Ростове на Дону».

(45х85 мм)

 


РОСТОВ на ДОНУ, Донской области.

Бельгийское Акционерное Общество Ростовского н/Дону Трамвая.

Б/г. Контромарка. 3 рубля.

(75х60 мм)

 

 


ОДЕССА, Херсонской губернии.

Анонимное Общество Одесских Трамваев.

1916-1920 гг. Талон.

  1 коп. Действителен до 1.IV.1916 г. –

                                                  (2 варианта)

  5 коп.         ?              ?  31.XII.1916 г.

10 коп.          ?              ?  31.XII.1916 г.

  1 руб.        ?               ?    1.I.1920 г. –

      (варианты в штемпеле 1919 или 1920)

(90х65 мм)

 

II. Выпуски хозрасчетных предприятий периода НЭПа (1923-1930 годы).

В 1923 году подобные боны появились в Екатеринославе, Одессе, Симферополе и Тифлисе. Для начала этого периода, характеризующегося деноминацией «совзнаков», присуще появление различного рода переоценок в виде надпечаток или перфорации новых номиналов.

 

ТИФЛИС, губернский город.

Городская Управа. Трамвай.

(1923). Сдача. 10, 15, 20 копеек. Перфорация.

(81х33 мм)


ЕКАТЕРИНОСЛАВ,

губернский город.

Управление Екатеринославского трамвая имени «Красной Армии».

1923 г. Расчетный знак. 5, 10 рублей.

(118х68 мм)

 


ОДЕССА,

Херсонской губернии.

Управление Электро-Станциями и Трамваев.

Б/г. Ордер.

50 копеек, 1, 3, 5, 10 рублей червонных.

Односторонние.

(125х115 мм)

 


СГКТ (С...  Городской Коммунальный Трест).

 «Действителен при расчетах за пользование услугами ТРАМВАЯ, АВТОБУСОВ и БАНЬ».

(1923). Талон трамвайного билета. 10 копеек.

(28х43 мм)

Приложение 1. Каталог выпусков трамвайных денежных суррогатов:

(даны в алфавитном порядке, страницы по:(8)

 

1.      Винница, (Подольской губернии). 1919 г. Городской трамвай В.Г.У. Трамвайный ученический билет. 5, 10, 25 копеек. Стр.334.

2.      Винница, (Подольской губернии). 1923 г. Губсовнархоз. Городской трамвай. Номинал в рублях.[3]

3.      Екатеринодар, (Кубанской области). 1918 г. Городская Управа. Бон для трамвая.  1, 2, 3 копейки. Стр.185.

4.      Екатеринослав. 1923 г. Трамвай им. «Красной Армии». Управление. Расчетный знак. 5, 10 рублей. Стр.352.

5.      Екатеринослав. Б/г. Городской электро-трамвай. Б/назв. 6 копеек. Стр.354.

6.      Киев. Б/г. Городская ж.д. Правление. Абонемент. 3, 6, 9 копеек. Стр.378.

7.      Лодзь, (Петроковской губернии). 1917-1918 гг. Электрический Трамвай. Знак./ Марка. Для военных. Номиналы разные в 3,5 копейки; пфеннигах; марках (польских). Стр.623.

8.      Николаев, (Херсонской губернии). 1918 г. Городская Управа. Разменный трамвайный знак. 1, 2, рубля. Стр.403.

9.      Николаев, (Херсонской губернии). Б/г. Городской трамвай. Талон. 6 копеек. Стр.405.

10.  Одесса. 1916-1920 гг. Анонимное общество трамваев. Талон. 1, 5, 10 копеек, 1 рубль. Стр.408.

11.  Одесса. 1923 г. Электро-трамвайные предприятия. Управление. Трамвайный билет.    5 руб. (5 коп.), 10 руб. (10 коп.). Стр.408.

12.  Одесса. Б/г. Электростанции и трамваи. Управление. Ордер.  50 копеек, 1, 3, 5,10 рублей (червонных). Стр.413.

13.  Пермь. 1930 г. Трамвай. Управление. Марка. 10, 15, 20 копеек. Стр.218.

14.  Пятигорск, (Терской области). 1917-1918 гг. Городской трамвай П.Г.У. Бон.1, 2, 3 копейки. Стр.184.

15.  Ростов на Дону, (Донской области). 1918 г. Бельгийское Общество Р/н-Д трамвая. Сдача. 1, 2, 5 (надпечатка) копейки. Стр.184.

16.  Ростов на Дону, (Донской области). Б/г. Бельгийское Акционерное Общество Р/н-Д трамвая. Контромарка. 3 рубля. Стр.184.

17.  Симферополь. Б/г. Трамвай и электроосвещение. Чек. 3, 5, 6 копеек. Стр.442.

18.  Сталинград.[4]  (1925) Городской электрический трамвай. Льготный талон. 4, 10 копеек.

19.  Тифлис. 1923 г. Городская Управа. Трамвай. Сдача. 10, 15 коп. (перфорация на 75 коп.) и 20 коп. (перфорация на 5 т.) Стр.528.

20.  Тифлис. Б/г. Трамвай. Б/назв. (перфорация). 10.000, 15.000, 20.000 рублей. Стр.531.

 

Список литературы:

1.       М. А. Водолагин «Очерки истории Волгограда. 1589-1967 гг.». Изд. «Наука», М, 1968.

2.       «Коммунальное хозяйство Сталинградской области 1924-1925 гг.», Саратов, 1926. Стр.78-79.

3.       А. В. Материкин «Волгоград в названиях улиц», Волгоград, 1992, 56 стр.

4.       М. Ф. Зозуля, М. И. Гудилов, Л. П. Лопанцева, О. Г. Заплавнова. «Надежность, скорость, комфорт. (История городского электрического транспорта Царицына, Сталинграда, Волгограда)», Волгоград, 2003, 256 стр.

5.       Д. А. Сенкевич «Государственные денежные знаки РСФСР и СССР 1918-1961». Изд. «Межнумизматика», М, 1989. Стр.160.

6.       А. С. Мельникова «Твердые деньги». М, 1973. Стр. 63-65.

7.       А. И. Малышев, В. И. Таранков, И. Н. Смиренный «Бумажные денежные знаки  России и СССР». Изд. «Финансы и статистика», М, 1991. Стр. 130-131.

8.       П. Ф. Рябченко, «Полный каталог бумажных денежных знаков и бон России, СССР, стран СНГ (1769-1994)», Киев,1995.



[1] По сообщению директора музея Волгоградского трамвайно-троллейбусного управления Л.П.Лопанцевой архив погиб во время Сталинградской битвы. Самые ранние документы, представленные в музее, датированы январем-февралем 1943 года – периодом окончания битвы. Быть может помощь окажут коллеги из Санкт-Петербурга, если смогут отыскать архивы типографии «Дело» и найти в них данные о выпуске льготных талонов Сталинградского трамвая.

[2] Летом 1919 года объединенными силами Донской и Кавказской Армий барон П. Н. Врангель брал Царицын, но 3 января 1920 года был выбит частями X и XI Красных Армий. Белогвардейцы разрешали ограниченный (не более 500 рублей) обмен имеющихся на руках у населения «пятаковских» денег, а вот большевики, установив Советскую власть на захваченной территории, запрещали хождение любых иных денежных знаков, кроме собственных.

[3] По данным О. В. Парамонова (Москва).

[4] В каталоге отсутствуют.

  

©   При использовании этих материалов ссылка на сайт "Бонистика" www.bonistikaweb.ru обязательна

 


; Цены на деньги России