на главную страницу

 Форум, доска объявлений

 

    Нумизматический альманах. №3, 2000. С37-44.

Герб Московский

В.К. Рахилин, д.геогр.н.

 

Гордый всадник на стремительно скачущем коне в русских боевых доспехах, с развевающейся за плечами приволокой (плащом), поражает змея. Кто он? О чем говорит его изображение?

По поводу его личности существуют несколько версий. Одна из них непосредственно связана с основанием города Москвы.

Сказание о начале града Москвы, выписанное из одной новогородской летописи, повествует, что на ее месте были села «красные» боярина Стефана Ивановича Кучки. Два его сына приглянулись суздальскому князю Данилу Александровичу Невскому. Он под угрозой выпросил их к себе в услужение. Оба сына Кучки достигли высокого положения при княжеском дворе. На несчастье князя молодых людей полюбила княгиня Улита Юрьевна и впала с ними в блуд. Замыслила она с кучковичами убить князя на заячьей охоте. И хотя он вначале скрылся от убийц, она подсказала пустить по следу князя его любимого пса выжелица. Он и привел их к хозяину, спрятавшемуся у реки Оки. Тем временем слуга Давид взял сына князя — Ивана Даниловича и бежал с ним во Владимир к брату князя, который собрал пятитысячное войско. К нему присоединились 3000 суздальцев, перед этим убив Улиту. И все они направились вслед за кучковичами, бежавшими к отцу. Захватив всех троих, их казнили «в железах». Еще в XII в. в Москве у Сретенских ворот, как память об этих событиях, существовало «Кучково поле». Князь Андрей хотел на этом месте построить град, оставив его Ивану Даниловичу.

Но не все укладывается в историческую хронологию событий. Более правдоподобен рассказ «Повести о начале царствующего великого града Москвы», в котором говорится, как Юрий Долгорукий ехал из Киева к своему сыну во Владимир и повстречал на месте Москвы владетеля здешних земель боярина Кучку. Последний сильно возгордился и не только не почтил Великого князя, но и поносил его. Юрий Долгорукий велел казнить Кучку. Тот спрятался под кустом, но его выдала своим стрекотанием сорока. С тех пор этих птиц не любили в Москве. Детей боярина - сыновей Петра, Акима и дочь Улиту Великий князь велел отправить во Владимир. После чего «взыде на гору и обозрев с нее очами своими семо и овамо по обе стороны Москвы реки и за Неглинною, и возлюбил села оныя, и повелевает на месте том вскоре соделати мал деревян град и прозва его званием реки тоя Москва град».

А Тверская летопись говорит еще более определенно - «князь великий Юрий Володимирович заложил град Москву на устните Неглинны, выше реки Аузы». А затем, как рассказывает одна из рукописей «О гербе Московском», опубликованная в 1808 г. - «Великий князь Георгий Владимирович Долгорукий в герб нового града дал ангела своего Великомученика Георгия - всадника попирающего копьем змия». А поскольку Московия впоследствии олицетворяла Россию, то московский герб долгое время был общероссийским.

Еще одна история берет свое начало от язычества и раннего христианства. И там, и там красный цвет был символом солнца, победителя зимнего покоя и связанных с ним невзгод для человека. У славян язычников он символизировал богов Ярилу и Велеса, покровителя скота.

Христианское изображение святого Георгия взято из его жития — легенды об освобождении им от змия царевны Аи. Она обычно присутствовала во всех художественных композициях, связанных с ним.

Его предшественником надо считать египетского бога Гора - повелителя неба и солнца (у греков ему соответствовал Аполлон), обычно изображавшегося в виде сокола или воина с соколиной головой. Из Египта известен барельеф, на котором Гор в виде римского воина копьем поражает крокодила (позже он
превратился в дракона, змею, что было более понятно и наглядно для северных народов) (рис.1). Близко к нему примыкает и образ иранского солнечного Митры — божества света, хранителя правды, борца с лжецами и клятвопреступниками. Римляне звали его Непобедимым Солнцем, считая богом-спасителем, наподобие Геракла. На римском барельефе
III в. он вылеплен в виде воина в развивающемся плаще, убивающем мечом быка.

Как геральдическая фигура всадник с копьем известен на деньгах около 2000 лет. Вначале это был император, поражавший вражеского воина. Христианский Рим праздновал день святого Георгия 23 апреля — это время активного пробуждения природы. Красный цвет плаща Георгия - цвет раскаленного солнца, воплощал для них образ святого защитника скота от волков, повелителя страны. По принятии христианства вражеский воин на изображениях превратился в дракона, а само изображение обрело религиозный христианский смысл,— император побеждает язычество. Константин Великий поместил этот символ над главными вратами своей столицы. Тиверий II, Константин, Юстиниан II стали чеканить его на византийских монетах. Изображения Святого Георгия носили по улицам в праздник Рождества Христова. Его почитали в Греции, Италии, Флоренции, Генуе, Англии, Сербии, Скандинавии. В Грузии его сделали центральным изображением герба на деньгах 1921 г. Здания, улицы Флоренции, Италии украшались его живописными и скульптурными изображениями. Князь Киевский Олег поместил его на своем щите, прибитом к вратам Византии.

Приняв христианство, Киевская Русь позаимствовала от Византии и символику. Уже тогда Великие русские князья гордились государственной символикой, вопреки утверждениям иностранных геральдистов - Хурелича (XVII в.), графов Миниха и Санти (XVII) и др. (не знавших и не хотевших знать нашей истории), что русские до I в. не имели своих гербов и их заменяли родовые знамена.

Как и в Византии, все геральдические изображения на их шлемах, печатях, зерцалах, предметах домашней утвари и т.д., в отличие от западноевропейских, были обращены вправо, А само изображение Святого Георгия являлось символом защитника Русской земли.

Третья версия имеет чисто русское происхождение. Всадник на коне (ездец) - образ правящего князя. Тем самым он олицетворял светскую власть, ставя ее выше духовной. С мечом в руке или соколом на перчатке он встречается на печатях русских князей с XIII в. На печати Василия Дмитриевича 1390, 1401 и 1402 гг, он вооружен копьем. Всадник на печати Михаила Борисовича Тверского изображен побеждающим грифона.

С XIV в. скачущий всадник появляется на монетах русских удельных князей и свободных городов: Великого княжества Суздальско-Нижегородского •- Ивана Борисовича, Александра Ивановича Брюхато-ва, Ивана Васильевича Горбатого; Вереи -- Михаила Андреевича; Дмитрова - Петра Дмитриевича; Малоярославца - Ярослава Владимировича; Серпухова - Василия Ярославича; Углича Ивана Владимировича; Великого княжества Тверского - Михаила Борисовича; Пскова - после 1510 г. Он похож на всадника с серебряной чаши XV в. из имущества московских князей, найденной на Микулинском Городище, Вначале всадник был с обнаженным мечом, а затем меч стал заменяться копьем.

Дед Великого князя Московского Ивана III - Василий Дмитриевич в 1389 г. тоже имел печать с всадником, вооруженным копьем, а отец - Василий Васильевич в 1428 г. уже с копьем в правой руке. При Василии III всадник копьем поражал змеиную голову.

Двойная кормчая государственная печать 1497 г. «всея Руси великого князя Ивана III» на лицевой стороне имела изображение всадника, поражающего копьем дракона, а. на обороте - двуглавого орла. Изваяние такого же всадника в том же году Иван III велел сделать на гробнице святителя Феогноста и поместить свое изображение в виде всадника, по примеру Константина Великого, над главным входом в московский дворец на Фроловских воротах (с 16 апреля 1658 г. они стали называться Спасскими). Через 30 лет его перенесли в церковь, заменив над воротами иконой Спасителя (отсюда и их новое название).

Из описания новых денег денежной реформы, проведенной в 1537 г. Еленой Глинской, следует, что на них  «князь великий на коне, а имея копье в руце и оттеле призаша деньги копейныя» (рис, 2).                   Рис 2

 

Великий князь и царь Всея Руси Иван IV Васильевич в честь бракосочетания с греческой царевной Софией велел в русский государственный герб включить двуглавого орла. Старый герб, вытесанный из белого камня был установлен на открытом возвышении у Фроловских ворот (первое монументальное украшение Москвы), а затем был перенесен в Вознесенский монастырь, в котором послужил причиной основания особой церкви.

На всаднике с 1547 г. появляется корона, символизирующая изображение царя (рис.3).

На печатях Иван IV заменяет Московский герб единорогом, но сам герб остается на персях орла. Впервые в таком виде он появился на золотой буле 1562 г. и оставался на груди царского, а затем императорского орла вплоть до 1917 г. Своеобразное его изображение было помещено на русском гербе оригинальной трактовки на Втором внутреннем государственном займе 1915 г.

Но в течение XVIII в. изображение всадника на монетах неоднократно использовалось в общероссийском гербе. Его мы находим на алтынах 1704, 1718 гг., пробных копейках и серебряной копейке 1727 г., копейках 1724 и 1726 гг., пробных грошах 1727 г., копейке 1728 г. Изображение всадника на них встречается без лат, иногда без плаща и в одежде того времени.

На монетах Елизаветы Петровны, Петра III, Екатерины II (1757-1796) всадник также изображен без плаща, но зато его шлем украшен плюмажем, что более соответствует средневековому образу западноевропейских рыцарей (рис.4).

То, что всадник на русских монетах олицетворял образ князя, а позже царя, подтверждает и ряд других документов.

Иван IV свое происхождение выводил от Августа Кесаря. Поэтому русские послы — архидиакон Геннадий Новгородский и купец Василий Поздняков говорили александрийскому патриарху, что на печати, скреплявшей документы, изображен «Государь на коне». Дипломат В.Б. Лихачев в 1659 г. вел спор с тосканским герцогом, доказывая тому, что на сосуде русской работы изображен не святой Георгий, а «великий государь на аргамаке», а другой дипломат Г. Катошихин пояснял шведам, что на печати Московского княжества вырезано - «Царь на коне победил змея». Царский посол, отправляясь 4 июня 1667 г. к Бранденбургскому курфюрсту, имел с собой описание русского герба - «Орел двуглавый есть герб державный,... на персях изображение наследника». На пушках, пищалях 1671 г. из Смоленска

есть даже портретное сходство в этих изображениях.

Антиохского патриарха Макария в середине XVII в. в Россию сопровождал Павел Алеппский, который писал, что царь Алексей Михайлович «выпустил... новую монету со своим изображением верхом на коне...». А в указе 1654 г. дается следующее описание: «на рублевиках подпись царска имя, а в письме человек на коне, а на другой стороне орел двуглавый на клейме» (рис.5). На серебряном рубле 1654 г., медном полтиннике - «на коне царь со скипетром».

Еще в указе 1726 г. говорится об изображении ездеца, поэтому до 1730 г. никто не воспринимал всадника на русских монетах иначе, как князя, воина, человека.

Лишь после подачи в 1729-1730 гг. графом Минихом в Военную коллегию на высочайшее утверждение российского герба - двуглавый орел, а в середине его Георгий на коне, - всадник окончательно превратился в Георгия Победоносца.

Так к началу XVIII в. все три версии - князь Юрий Долгорукий, его святой — покровитель воинов и освободитель царевны Аи - Георгий Победоносец, римские и греческие императоры - заступники христианства, московские князья и цари - защитники Москвы, России и ее народов - слились в единый образ скачущего всадника, поражающего копьем зло в виде змея.

Но образ святого Георгия Победоносца известен в трех ипостасях - на коне, в поясном изображении и в полный рост.

Стилизованный под русского воина XII в., вновь Георгий Победоносец в полный рост появляется на оборотной стороне 100 руб. 1919 г., выпущенных Ростовской конторой государственного банка. В левой руке он держит


Изображение стоящего с обнаженным мечом и щитом Георгия Победоносца на денежных документах впервые встречается в виде архангела на облигациях Киевского городского кредитного общества выпуска 1914 г. (рис.6).

 

хоругвь с навершием из двуглавого орла и его же изображением на самом штандарте, как в руке «России» на 500 руб. 1918 г., а в правой — медальон в лавровом венке с памятником Минину и Пожарскому в Москве (рис.7).

Превратившись в символ защитника Русского государства и его сердца - Москвы, символ единства русских земель, символ вождя - предводителя, стоящего на страже этих интересов, он вновь появляется на денежных документах времен гражданской войны 1918-1921 гг.

Анализ символики денег бесчисленных правительств, главнокомандующих, городских самоуправлений раскрывает их сущность и стремления. И не случайно выразителями этого стали деньги, так как они - самые массовые и «читаемые» листовки и плакаты, постоянно назойливо вдалбливающие обывателю необходимые идеи лучше всяких средств массовой информации. Изображение в том или ином виде героя Московского герба мы находим лишь в нескольких случаях. Все остальные власти предпочитали местную символику или лозунги и образы, порожденные ими самими.

Наиболее характерным в этом плане является то, что это были правительства и вооруженные образования, которые выступали не за реставрацию царской власти и династии Романовых, а за целостность Российского государства.

Изображение Георгия Победоносца в полный рост в виде архангела, поражающего вражеского воина, появляется в 1918 г. как герб Архангельска на «моржовках» - 3, 5, 10, 25 руб., исполненных по эскизам художника Чехонина, имевших хождение без регистрации в советский период, а с регистрацией при «белых» властях.

На архангельских деньгах 1919 г., напечатанных в Англии, клише мелких номиналов которых повторяли последний выпуск денег Николая II, он присутствовал в обычном виде в царском гербе.

На деньгах отдельного корпуса Северной Армии генерала Родзянко в 1, 3, 5 и 10 руб. канонизированное изображение Георгия Победоносца с нимбом вокруг головы и на скачущем коне, поражающего копьем дракона-змея, занимает центральное положение на их лицевой стороне. Особенно многочисленны изображения Георгия Победоносца в самой различной трактовке на деньгах Главного командования Вооруженными Силами Юга России при генералах Краснове, Деникине, Врангеле.

Для всех них характерно использование в качестве герба двугла

вого орла, но без царских регалий, корон, гербов княжеств и других земель (временного правительства), с обязательным изображением на его груди, в щитах различной формы, традиционного образа Георгия Победоносца.

Стандартное изображение такого двуглавого орла мы видим и на лицевой стороне 50 коп., 1, 3, 5, 10, 25 руб. 1918 г., 50 руб. 1919 г., 100 руб. 1918 и 1919 гг., 250 и 500 руб. 1918 г. и 1000 руб. 1919 г.

При этом на 3 и 250 руб. 1919 г. такое изображение есть и на обратной стороне (рис.8), а на 1000 руб. 1919 г. еще и на щите с надписью - «Россия Великая, Единая, Неделимая», который придерживает правой рукой сидящая в одежде русской боярышни женщина, олицетворяющая Россию.

На 3, 10, 50, 1000 руб. и 500 рублях (выпуска Врангеля) Главного Командования Вооруженными Силами на Юге России выпуска 1919 г. на лицевой стороне рисунок двуглавого орла и щит на его груди с Георгием Победоносцем напоминают таковые на Втором государственном займе 1915 г. В верхней части обратной стороны 3 рублей имеется второе изображение Георгия Победоносца на щите оригинальной формы, заключенном в двойной круг, перевитый георгиевской лентой; на 50 руб. он просто на медальоне с лавровыми ветвями по бокам; на 10000 руб. — в центре на оригинальном щите на груди двуглавого орла, подпираемом с боков лавровыми ветвями и охраняемом двумя женщинами - Россиями, одна из них с копьем в руке, а другая с мечом, снизу бант из георгиевской ленты, мечи, на перекрещении которых — офицерский георгиевский крест - опять-таки со скачущим Георгием Победоносцем. На купюре 500 рублевого достоинства орел лицевой стороны в уменьшенном виде повторен вверху лаврового венка, обрамляющего памятник тысячелетию России. Под орлом на ленте - надпись - «Единая Россия».

Такое же, как и на перечисленных деньгах 1919 г., изображение двуглавого орла с Георгием Победоносцем (но без нимба) на гербовом щите имеется на оборотной стороне банкноты Главного Командования Вооруженными Силами на Юге России номиналом в 1000 руб. Только если в предыдущих случаях орел держал в когтях георгиевскую ленту, этот в левой лапе держит георгиевскую ленту, лавровую ветвь, меч и молнии, в правой - георгиевскую ленту, лавровый венок и георгиевский крест. Над ним, у верхнего края денежного знака, в круге - такой же Георгий Победоносец, только скачущий не вправо, а влево.

Внизу лицевой стороны купюры по краям - два круга, обрамленные лавровыми ветвями с изображениями фруктов. В левом из них помещен рисунок царь-колокола, в правом — Георгия Победоносца без нимба, обращенного в левую сторону. Наверху в центре круглой рамке, разделенной на две части - офицерский георгиевский крест, по бокам и снизу окруженный лавровыми ветвями, с отходящими в стороны и спускающимися до середины денежного знака широкими цветными георгиевскими лентами.

На денежных знаках Управления финансов Главнокомандующего Вооруженными Силами Юга России, отпечатанных в 1919 г. в Англии и не успевших поступить в обращение, на лицевой стороне 50 рублей есть изображение Георгия Победоносца на шлеме женщины-России в изображении такого же орла, как на 1000 руб. 1919 г., и в круглом медальоне в правом нижнем углу. Причем Георгий Победоносец изображен не в виде русского витязя, как на предыдущих денежных знаках, а образе рыцаря в латах, плаще, без шлема, с чисто фотографическим человеческим лицом, но с нимбом. На оборотной стороне - в центре орел, как на деньгах 1919 г. Изображение России на 100 руб. - более крупное, в круглом медальоне в левой стороне знака. На лицевой стороне изображение Георгия Победоносца, также более крупное, подобное тому, что на 50 рублях. Оборотная сторона 500 руб., в еще более укрупненном виде, повторяет рисунок России с 50 и 100 руб., который расположен в центре денежного поля. На лицевой стороне внизу в первой трети денежной купюры то же изображение Георгия Победоносца.

Среди других ценных бумаг имеется изображение герба на московских сахарных карточках 1916 и 1917 гг. - на печатях московского градоначальника, хлебных карточках 1917 г. - слева на такой же печати градоначальника, справа - на каноническом гербе Москвы. Такое же изображение этого герба -на сахарных купонах московской продовольственной управы и при вторичном их использовании для получения головного убора в 1918 г. (рис.9), где Георгий Победоносец облачен в одежду русского воина XIII в. с плащом, но без шлема и нимба. Подобные же его изображения, тоже скачущего в левую сторону, мы находим на дополнительной хлебной карточке и ее талоне и на карточке на керосин 1918 г.

Все это лишний раз указывает на то, что воин в гербе Москвы - символический образ защитника главного центра России и ее государственного единства.

 

©   При использовании этих материалов ссылка на сайт "Бонистика" www.bonistikaweb.ru обязательна

 


; Цены на деньги России