на главную страницу

 Форум, доска объявлений

 

    Нумизматический альманах. №1.2001. С33-38.

Америка - Россия: кредитные билеты 1866 года

А.В. Алехов

 

Поражение в Крымской войне (1853-1856) серьезно подорвало экономику России. Болезненные явления проявились прежде всего в состоянии финансов. Нарушение функционирования финансовой системы привело к расстройству денежного обращения. Неисправное его состояние обнаружилось в переполненности оборота необеспеченными бумажными деньгами, в исчезновении из обращения звонкой монеты, в остром недостатке разменной монеты. Денежное обращение захлестнула волна фальшивомонетничества. Как выяснится позднее, со времени учреждения в 1841 году кредитных билетов по 1 декабря 1867 года в Экспедицию кредитных билетов и Госбанк поступило более 100 тысяч фальшивых билетов на сумму 1,2 млн руб.1 Авторитет рубля внутри страны и за ее пределами упал, цены на товары вследствие инфляции повысились, вызывая раздражение и недовольство среди населения. Страна оказалась ввергнутой в глубокий финансовый кризис.

Нельзя утверждать, что правительство бездействовало, а министерство финансов не предпринимало кажущихся ему нужными мер. Однако все эти меры оказывались неэффективными по своей сути и непоследовательными в действиях. Комитет финансов то восстанавливал свободный размен кредитных билетов на звонкую монету, то приостанавливал этот размен; переполнявшие денежное обращение кредитные билеты то подвергались массовому уничтожению (к 1 января 1859 г. число билетов сократилось на 90,6 млн руб.), то вновь вбрасывалось в обращение (в 1859-1861 гг. билетов было выпущено на сумму 68,9 млн руб.)2.

Не спасали положение и кадровые перемещения. В 1858 г. был отправлен в отставку министр финансов П.Ф. Брок, принявший этот пост в 1852 г. Преемник его на этом посту A.M. Княжевич сложил с себя полномочия спустя четыре года. Наконец в январе 1862 г. в финансовом ведомстве закрепился на 16 лет Михаил Христофорович Рейтерн, по своим знаниям и опыту выгодно отличавшийся от своих предшественников.

В 1855-1858 гг., еще до назначения министром он посетил ряд европейских стран и Северо-Американские Соединенные Штаты, где имел возможность ознакомиться не только с состоянием финансов, но и с организацией производства банковских билетов. Содержательный отчет о результатах его поездки, представленный императору Александру II, побудил министерство финансов направить за границу специалистов Экспедиции заготовления государственных бумаг3.

Перед ними была поставлена задача: изучив состояние дел, уровень механизации работ и новейшие технологические процессы на профильных предприятиях, подготовить предложения по коренному техническому перевооружению одряхлевшей Экспедиции (основанной в 1818 г.) и изыскать эффективные способы защиты от подделки денежных билетов и других ценных бумаг. Вызревала мысль о необходимости замены существовавших кредитных билетов новыми образцами.

Первым в зарубежный вояж отправился управляющий типографическим отделением Экспедиции Я. Рейхель. Это был незаурядный специалист, прослуживший в Экспедиции с начала ее основания. Однако командировка обернулась трагедией — его смертью во время пребывания за границей. Более удачной была командировка его преемника Ф.Ф. Винберга, которому удалось подробно ознакомиться с организацией и технологией производства на бумажных и типографических предприятиях Пруссии, Австрии, Германии, Бельгии, Франции и Англии, где изготовлялись бумага и банковые билеты4.

Детальное ознакомление с состоянием бумагоделательного и полиграфического производств в странах Европы и Америки «раскрыло глаза» специалистам Экспедиции заготовления государственных бумаг, - нигде они не видели такого феодального уровня производства денежных билетов, как в России. Малопроизводительный ручной труд на всех производственных процессах, крайне низкий профессиональный уровень работников Экспедиции резко контрастировал с машинным производством, основанным на использовании энергии пара, с многочисленными техническими новинками и виртуозным мастерством исполнителей на предприятиях зарубежных стран. Экспедиция словно застыла в своем развитии.

Вот почему она оказалась уже не в состоянии ни отливать необходимое количество бумаги, ни печатать требуемое число денежных билетов, ни защищать их от покушения фальшивомонетчиков. Техническое переустройство Экспедиции стало государственной задачей. Осуществить его можно было только комплексными мерами, включающими проведение строительных работ, закупку и монтаж нового оборудования, приглашение на службу в Экспедицию талантливых художников и граверов, использование новых технологических процессов.

В результате осмотра бумажных фабрик за границей предпочтение в организации бумажного производства в Экспедиции было отдано английской фирме «Братья Донкин». Эта фирма изготавливала лучшие бумагоделательные машины, которыми были оснащены бумажные фабрики Англии, Германии, Бельгии. На ее заводах были размещены заказы и русских фабрик, в том числе для вновь устраиваемой Покровской фабрики в Санкт-Петербурге. В своем отчете о заграничной командировке Ф. Винберг писал: «Экспедиция не может сделать более надежного выбора, как поручить тем же братьям Донкин и полное устройство 1-го отделения» (бумажного).

В 1858 г. с фирмой «Братья Донкин» был заключен контракт на устройство и техническое оснащение бумажной фабрики при Экспедиции. Затраты на приобретение бумагоделательного оборудования составили 170 тыс. руб.

Для подготовки бумажной массы в Экспедиции были смонтированы 8 варочных котлов, 32 ролла, каландры - для отделки бумаги и другое оборудование. «В результате переустройства и технического оснащения к 1864 г. в Экспедиции появились две бумагоделательные машины для отлива «бесконечной» бумаги. Это была техническая революция в бумажном производстве. Внедрение бумагоделательных машин не только механизировало ручной труд, но и сделало отлив бумаги непрерывно-поточным процессом»5.

Во второй половине 50-х гг. XIX в. был учрежден временный строительный комитет для возведения новых и перестройки старых производственных зданий Экспедиции. Большие строительные работы проводились с учетом установки нового оборудования в начале 60-х гг. Были построены четырехэтажное производственное здание, новый водопровод с фильтром для очистки воды, газовый завод для освещения фабрики. Для отопления зданий решили использовать калорифер, изобретенный инженер-капитаном Быковым. Для приведения в действие оборудования в бумагоделательном и печатном отделениях были приобретены и установлены четыре паровых машины.

Стержнем перестройки Экспедиции стали события, связанные с коренными изменениями в производстве кредитных билетов и других ценных бумаг России. Сознавая значимость этих событий не только для 60-х гг. XIX в., но и для настоящего времени, о них следует рассказать более подробно.

Еще до начала в Америке гражданской войны Севера с Югом (1861-1865) и победы северян над господствовавшими на юге плантаторами между деловыми кругами России и Северо-Американских Соединенных Штатов начали устанавливаться полезные для обеих сторон отношения. В конце 50-х гг. один из таких деловых контактов состоялся между Американской компанией для выделки банковых билетов и министерством финансов России. Обе стороны были обоюдно заинтересованы в деньгах: представители американской компании в «живых» деньгах, а представители российской стороны в изготовлении собственных денег. В соответствии с контрактом от 14/26 июля 1859 г. «American Bank Note Company» принимала на себя оказание технической помощи России в изготовлении предполагаемых государственных кредитных билетов семи различных достоинств. Общая сумма контракта, предложенная американской стороной, составляла 52.900 долларов по курсу того времени5.

Что побудило Россию к заключению такого контракта?

Министерство финансов, руководимое М.Х. Рейтерном, одним из действенных средств преодоления финансового кризиса и укрепления денежного обращения видело в замене потерявших доверие кредитных билетов. Однако осуществить эту задачу чисто административными мерами было невозможно. За почти пятьдесят лет существования техническое состояние Экспедиции заготовления государственных бумаг настолько отстало по своему уровню от аналогичных предприятий Европы и Америки, что она оказалась не в состоянии обеспечить ни изготовление для государства необходимого количества денежных билетов и других ценных бумаг, ни эффективно и надежно защитить их от подделки. Требовалось коренное переоборудование Экспедиции с оснащением ее самым современным по тому времени оборудованием, чтобы заменить массовое употребление «мускульной силы», и использовать новейшие достижения науки и техники, обеспечивающие надежный заслон попыткам подделки билетов.

Однако возникает вопрос, почему из ряда других иностранных компаний, изготавливающих банковые билеты, предпочтение в заключении контракта было отдано «American Bank Note Company»? При этом важно отметить, что право выбора было предоставлено не политикам и финансистам, а «денежникам», то есть специалистам Экспедиции заготовления государственных бумаг. Чтобы яснее представить выгоды американских предложений, следует, хотя бы кратко, коснуться двух основополагающих принципов изготовления денежных билетов.

С самого начала изготовления бумажных денег в России (они тогда назывались ассигнациями) для их печатания использовался типографический способ (печатающие элементы были возвышенными, поэтому его называли еще «высоким» способом). Американские специалисты предложили новый способ, названный ими «Siderography», при котором печатание производилось со стальных пластин («досок», как их тогда называли), на которые изображение наносилось путем гравирования. Углубленный рисунок закатывался краской, а с остальной поверхности краска удалялась. При соприкосновении «доски» с бумагой краска переносилась и закреплялась на бумаге в виде рельефного изображения.

Такой способ, который в России впоследствии стал называться «металлография», позволял получать на денежных билетах изящные изображения с мельчайшими деталями. Однако «денежников» прельщала не столько художественная сторона дела, сколько возможность использовать сам способ в качестве надежного средства для защиты билетов от подделки. Чтобы создать гравюру на стали, требовалось высокое мастерство и продолжительный труд. А фальшивомонетчику воспроизвести аналогичное изображение с мельчайшими деталями было в то время просто не под силу.

Заманчивым оказалось и то, что американцы предложили не только новый способ печатания кредитных билетов, но и метод его реализации, который они назвали «трансфером» (от английского — «переносить»). Метод этот позволял воспроизводить на стальной пластине, с которой печатались билеты, изображения не одного, а нескольких билетов (групповая форма). Осуществлялось это путем «переноса» изображения с одиночной гравюры на стальной цилиндр, а с его помощью путем накатки под высоким давлением - на стальную пластину (печатную форму) нескольких идентичных изображений.

По договоренности, достигнутой с американской компанией, российская сторона должна была предоставить ей рисунки, по которым ее специалисты выполнят граверные и трансферные работы. Но, прежде чем готовить рисунки, необходимо было определить общую концепцию оформления кредитных билетов. Этой цели послужило образование особой комиссии под председательством управляющего Экспедицией Государственных Кредитных Билетов, в состав которой вошли специалисты Экспедиции заготовления государственных бумаг и представители других учреждений. Перед комиссией стояла задача «изыскания и обсуждения способов приготовления более изящных кредитных билетов как в отношении бумажного материала и технических приспособлений, так и в отношении наружной формы, рисунков, внутренних знаков и т.п.»

Поскольку применение нового способа печати («сидерография») было заранее предрешено, то комиссии предстояло рассмотреть только различные оригиналы рисунков и выбрать из них те, которые наиболее подходят для отсылки в Америку. Если при подготовке кредитных билетов 1843 года рисунки билетов исполняли не специально приглашенные художники, а сами граверы, то на этот раз решено было поручить эту работу художникам. Приглашения получили архитектор Дютак, баталист Зауервейд и портретист Фадеев. Выбор этот оказался не совсем удачен, так как эти художники не были графиками, знающими производство и обладающими навыками художественно-графического оформления денежных билетов.

В апреле 1860 г. художники Зауервейд и Фадеев подготовили рисунки отдельных фрагментов билетов, включая портреты и изображения зданий. Принята была концепция этнографо-исторического оформления билетов. Она предусматривала размещение на билетах изображений дворцов и исторических памятников, находящихся в различных местностях, а также представителей народностей, населяющих Россию. Тексты на билетах предусматривалось дать на русском, польском, немецком, грузинском, финском, шведском и татарском языках. Следует признать, что среди подобранных типов населения не было ни одного подлинно русского или принадлежащего к другим национальностям. Это были сусально-сентиментальные типы крестьян и крестьянок. К тому же отсутствовала общая продуманная компоновка элементов, проекты билетов были перегружены деталями.

В мае 1860 г. подготовленные рисунки отправили в Америку с большим опозданием (по контракту американцы должны были уже к 1 июня прислать готовые штемпели). А изображения Кремля и Зимнего дворца были и вовсе задержаны ввиду необходимости их перерисовки. Тем временем Экспедиция предпринимала меры к тому, чтобы пригласить из-за границы граверов и некоторых других мастеров, но до приезда представителей американской компании сделать это не удалось.

Представитель компании г-н Гуддоль вместе со специалистами по трансферу г-ми Дунетером и Галлеленом и двумя печатниками покинули Америку только 12 сентября (с задержкой из-за позднего получения рисунков) и направились в Петербург через Англию. Они взяли с собой некоторое оборудование и гравированные стальные доски и стальные цилиндры с накатанными на них изображениями. Однако у берегов Дании корабль, попав в бурю, затонул вместе с грузом. При этом утонул один из американцев-печатников6.

В Петербург американцы прибыли 23/11 октября 1860 г. и сразу же занялись установкой ранее прибывшего оборудования (двух трансферных прессов, десяти прессов для печатания и двух краскотерных машин). Спустя некоторое время - 1/13 ноября 1860 г. -был доставлен спасенный водолазами ящик, в котором находились гравированные стальные доски, стальные цилиндры с накатанными на них изображениями. При печати с них пробных оттисков выяснилось, что большая часть досок и все цилиндры испорчены морской водой, для дальнейшей работы непригодны и требовалась полная их замена.

Хотя г-н Гуддоль согласился на повторное изготовление поврежденных досок и цилиндров, разделив расходы пополам с российской стороной, но делать это не пришлось. Российской стороной было принято решение о разработке новых проектов кредитных билетов.

Для выполнения этой работы по созданию новых оригиналов был приглашен академик Дютак. Он постарался устранить недостатки предыдущего проекта, придать оригиналам более строгий и выдержанный стиль в компоновке отдельных частей, исключил использование испорченных морской водой штемпелей, но его вариант был также перегружен деталями и не получил одобрения. Работа над оригиналами продолжалась.

В это время родилась идея новой концепции оформления кредитных билетов. В сентябре 1863 г. министерство финансов сообщило в Экспедицию, что Комитет финансов предложил: «Вместо фигур, изображенных на образцах, поместить на кредитных билетах портреты знаменитых в отечественной истории государей, приобретших общенародную известность, например, великого князя Дмитрия Иоанновича Донского, царей Михаила Федоровича и Алексея Михайловича, императора Петра I и императрицы Екатерины II, сделав над каждым портретом и самую подпись имени государя»7. Кроме того, Александр II повелел: «императорскую корону, представленную в поднесенных образцах различно, срисовать с натуры, а портреты государей представить на высочайшее усмотрение».

Лучшими оригиналами для гравюр с портретов государей, предназначенными для помещения на кредитных билетах, были признаны портрет великого князя Дмитрия Ивановича Донского в московском Донском монастыре, портрет царей Михаила Федоровича и Алексея Михайловича в Романовской галерее Эрмитажа, гравированный портрет императора Петра Великого работы Чемезова, с портрета, писанного с натуры художником Лапье, портрет в Екатерины II, также писанный с натуры художником Ламни, находящийся в Екатерининском зале Зимнего дворца.

Фотографирование портретов было поручено фотографу Деньеру, а снятие рисунков с императорской короны, скипетра, державы, государственного меча - художнику-литографу Скамони под общим руководством состоящего при Экспедиции академика Дютан. 22 ноября 1863 г. государь император «означенные портреты изволил рассматривать и одобрить».

В связи с тем, что было принято решение об изменении оформления кредитных билетов, а привезенные американцами стальные доски и цилиндры оказались ненужными, сами американцы остались не у дел. Чтобы пребывание их в Экспедиции не оказалось праздным, им предложено было изготовить печатные формы для других ценных бумаг. Выбор пал на изготовление форм для печати билетов Санкт-Петербургской и Московской ссудных казен и 4%-ных банковых билетов. Это давало возможность, с одной стороны, убедиться в пригодности способа сидерографии для последующего изготовления кредитных билетов, а с другой - обучить рабочих и мастеров Экспедиции навыкам накатки печатных форм и умению работать на трансферных и печатных прессах, привезенных американцами. Эти работы были выполнены так успешно, что, по словам г-на Гуддоля, явились лучшей рекламой для самой компании.

Теперь продолжение совместных работ зависело от российской стороны.

(Окончание в следующем, номере)

 

©   При использовании этих материалов ссылка на сайт "Бонистика" www.bonistikaweb.ru обязательна

 


; Цены на деньги России