на главную страницу

 Форум, доска объявлений

 

    Нумизматический альманах №1, 1999. С.36-38

 

Первые российские государственные лотереи*

Свобода гения, выкупленная в лотерее

В.К. Рахилин

 

Талант, склонность к той или иной деятельности обычно проявляется в детстве. Кто-то увлекается техникой, разбирая и собирая игрушечные машинки, пытается конструировать свои, другой постоянно возводит из кубиков различные сооружения. Третий возится с животными, следующий пытается лечить окружающих...

Главное - не проглядеть этих увлечений, вовремя поддержать, помочь их развить и закрепить, тогда человек обретет свое подлинное счастье, всю жизнь занимаясь любимым делом. Вспомните бажовский сказ "Живинка в деле". Прибыльная работа или нет, чистая или грязная - суть не в этом, главное, она - любимая. И в этом случае люди достигают совершенства, внося свой неповторимый вклад - "живинку" в дело, которым занимаются, принося пользу, радость окружающим людям и себе.

Но претворение в жизнь заложенных в человеке способностей и талантов прежде всего зависит от него самого, его желания, настойчивости, упорства, целеустремленности, наконец, упрямства. Все эти качества характера связаны с его волей. Вы скажете, а судьба!? Судьба - это счастливое приложение к перечисленному в виде встречи в жизни людей, которые тебя поймут и помогут, по возможности, полнее реализовать твои способности, по-настоящему огранить твой талант. Судьба - это правильный выбор решений, умение управлять своими поступками, желаниями, потребностями, подчиняя их главной цели - воплощению в жизни и любимом деле своих возможностей. В этом смысл и суть человеческой жизни.

Ярким примером этого служит жизненный путь великого кобзаря - Тараса Григорьевича Шевченко.

Родился он 24 февраля 1814 г. в семье крепостного крестьянина в селе Кириловка, Звенигородского уезда, Киевской губернии, принадлежавшего помещику Василию Васильевичу Энгельгардту. В восемь лет остался круглым сиротой. Маленький Тарас нашел приют в школе у дьячка в роли школяра-поныхача. Стремление познать грамоту, а через нее мир, несмотря на тяжелую жизнь, помогло ему за два года

* Продолжение. Начало см. в №2-4, 1998 г.

освоить не только ее, но и часослов, и псалтырь. Убедившись в способностях мальчика, дьячок стал посылать его вместо себя читать псалтырь по усопшим крепостным душам. Наградой за труд была десятая копейка. Но жизнь у пьяницы дьячка была невыносимой. Однажды, улучив момент, когда тот со своим приятелем был "в дымину" пьян, он обнажил телеса своего благодетеля, всыпал ему березовой каши и ушел, прихватив с собой книжку с кунштюками.

Бежав в соседнее местечко Лысянку, он устроился у такого же диакона, известного как живописца, надеясь научиться рисовать. Пробатрачив на него всего четыре дня, беспрестанно таская воду и растирая краски, он вновь бежал, уже в село Тарасовку к дьячку маляру, славившемуся умением рисовать великомученика Никиту и Ивана Воина, которому, для вящей солидности, на рукаве изображал две солдатские нашивки. На сей раз он решил вытерпеть все, лишь бы научиться рисовать. Но взглянув на его левую ладонь, дьячок признал отсутствие любого таланта и всяческих способностей (о, современные знахари, гадатели, хироманты и предсказатели, не потомки ли вы этого дьячка!).

Потеряв надежду не только научиться рисовать, но даже стать маляром, Тарас вернулся в родное село и стал пасти общественных овец и свиней, читая при этом украденную книжку.

Идиллия продолжалась недолго. Помещику понадобился в дом мальчик-казачок. Обряженный соответствующим образом, он был водворен в барские покои. Здесь впервые Тарас пробовал карандашом, украденным у приказчика, срисовывать картины суздальской школы, украшавшие стены хозяйского дома.

Казачку вменялось в обязанности повсюду сопровождать своего хозяина. Так Шевченко побывал в Киеве, Вильно, Петербурге. По пути, на всех постоялых дворах он крал лубочные картинки с изображением исторических личностей - Соловья-разбойника, атамана Платова, Кульнева, Кутузова и других, имея желание их срисовать на досуге.

6 декабря 1829 г., когда баре уехали на бал, а прислуга в доме улеглась спать, он зажег свечу и приступил к осуществлению своей мечты. Но ему не повезло. Пан и пани вернулись раньше, застав его за копированием Платова и окружавших его казаков. Выдрав за уши и надавав пощечин, еще бы - мог поджечь дом, — барин велел кучеру Сидорке как следует выпороть Тараса.

И все же в 1832 г. по его настойчивой просьбе в Санкт-Петербурге помещик законтрактовал Шевченко на четыре года "разных живописных дел цеховому мастеру" Ширяеву, который в своих "способностях" объединял всех предыдущих дьячков. Однако и это не остановило Тараса. В светлые летние ночи он пробирался в Летний сад рисовать расставленные там статуи. Тогда же он начал делать первые попытки на стихотворном поприще. Впоследствии на их основе была создана поэма "Баллада". Один из таких ночных сеансов закончился знакомством с художником Иваном Максимовичем Сошенко. По его совету он начал рисовать портреты с натуры. Первой из них стал дворовый человек Энгельгардта, земляк и друг начинающего художника, казак Нечипоренко. Увидев однажды этот портрет, Энгельгардт стал поручать крепостному художнику делать портреты своих любовниц. Иногда работа вознаграждалась поощрением в пределах рубля.

Так начинал творческий путь великий украинский поэт и художник, о котором М. Горький писал: "Каждый духовно-здоровый человек являет собой как бы туго свернутую хартию, исписанную впечатлениями исторического бытия его племени, его предков. В счастливых условиях эта хартия обогащает нас такими радостными явлениями, как Шевченко, Пушкин,.. Мицкевич, - люди, воплощающие дух народа с наибольшую красой, силой и полностью." И далее: "... он заслуживает высокой оценки как первый и воистину народный поэт, не искавший субъективными добавлениями народных дум и чувств. В его жалобах на личную судьбу слышна жалоба всей Малороссии, в его воспоминаниях о казацкой воле — вы почувствуете воспоминания всего народа".

На столетие со дня рождения Т.Г. Шевченко откликнулась газета "Правда" - "...страдалец-поэт, почти всю свою сознательную жизнь проживший под запретом, больше полустолетия спустя после своей смерти по-прежнему остается под запретом."

"...Тарас Шевченко, этот разносторонний, могучий талант, на многие годы лишенный возможности проявляться, все-таки не потерял веры в жизнь и жажды действия..."

"И злая доля была отмерена ему полной мерой, что еще более дает великому малорусскому поэту право на вечную славу и добрую память потомков, за благо и счастье которых он всю жизнь боролся".

Желая помочь Т.Г. Шевченко, И.М. Сошенко в 1837 г. представляет его конференц-секретарю Академии художеств. В.И. Григорович, познакомившись с художником, обратился за помощью к В.А. Жуковскому. Предварительно узнав у помещика цену холопу Шевченко, В.А. Жуковский обратился с просьбой к уже тогда прославленному живописцу К.П. Брюллову, которому был известен Шевченко, написать для императорской фамилии свой, В.А. Жуковского, портрет, с целью разыграть его в лотерею в царском семействе. Брюллов с радостью взялся за эту работу. Вскоре портрет был готов. Вместе с. графом М.Ю. Вильегорским В.А. Жуковский устроил лотерею в 2500 руб. ассигнациями, в которой разыграл свой портрет.

В эту цену была означена стоимость крепостного Тараса Шевченко. 22 апреля 1838 г. великий украинский кобзарь получил свободу.

 

©   При использовании этих материалов ссылка на сайт "Бонистика" www.bonistikaweb.ru обязательна

 


; Цены на деньги России