на главную страницу

 Форум, доска объявлений

 

    Идрисов Ринат, Зараковский Валерий Облигационный займ АО «Автоваз» (1993-1996 гг.) //Лавка коллекционера 2004 №5(46). С.12.

 ОБЛИГАЦИОННЫЙ ЗАЙМ АО "АВТОВАЗ (1993-1996 гг.)

 Ринат ИДРИСОВ. Валерий ЗАРАКОВСКИЙ (Тольятти)

Решение о выпуске облигаций было принято Советом директоров завода 12 декабря 1992 года, а 9 июня 1993 года Министерство финансов РФ зарегистрировало "Проспект эмиссии облигационного займа АООТ "АвтоВАЗ".

Согласно ему были подготовлены и выпущены облигации — ценные бумаги на предъявителя с отрывным купонам, "удостоверяющие отношение займа между ее владельцем и эмитентом в лице АО "АВТОВАЗ". На каждой облигации была указана модель автомобиля "Жигули", который ее владелец получал при погашении облигации. Ценные бумаги выпускались сериями. Каждая серия соответствовала одной из базовых моделей, производимых в то время АО "АВТОВАЗ". Средства от продажи облигаций направлялись на разработку и запуск в производство нового автомобиля "ВАЗ-2110".

Общий объем эмиссии облигаций составил 300 000 (Триста тысяч) штук, в том числе по сериям:

ВАЗ 1111                12 000 штук

ВАЗ 2104             30 000 штук

ВАЗ 2105             48 000 штук

ВАЗ 2106             24 000 штук

ВАЗ 2107             24 000 штук

ВАЗ 2108             30 000 штук

ВАЗ 2109             42 000 штук

ВАЗ 21099           12 000 штук

ВАЗ 2121               78 000 штук

Срок погашения облигаций устанавливался на 31 декабря 1996 года. До наступления этого срока владелец облигации предъявлял ее для погашения в один из спецавтоцентров, указанных эмитентом, для постановки на учет. Кроме того, раз в полгода проводились лотерейные розыгрыши, в которых определялись номера облигаций, владельцы которых могли получить автомобиль, не дожидаясь конца 1996 года. Тиражные таблицы, с результатами проведенных розыгрышей, публиковались в общесоюзных газетах.

Постановка на учет производилась на уполномоченных спецавтоцентрах путем проставления печати на бланк облигации и отрывной купон. Купон оставался на автоцентре, а бланк возвращался владельцу. Погашение облигации автомобилем проводилось на том же автоцентре, где она была зарегистрирована. Облигация изымалась у владельца во время получения автомобиля.

Репутация АО "АвтоВАЗ" как заемщика на момент выпуска облигаций была очень высокой. Ему доверяли не только заемщики, но и правительство: не случайно в программе погашения государственных долговых товарных обязательств была предусмотрена возможность обмена государственных ценных бумаг на облигации АвтоВАЗа, и многие этой возможностью воспользовались.

По сравнению с классическим понятием займа, когда выплата процентов и погашение осуществляется в денежном выражении, что требует получение прибыли и соответствующих средств в фондах предприятия, погашение данных облигаций осуществлялось собственной продукцией предприятия - эмитента. Даже принимая во внимание нестабильность общей экономической ситуации в России, выпуск автомобилей ВАЗа не прекращался, что являлось гарантией, погашения облигаций в назначенный срок.

В работе по размещению займа приняли активное участие многие коммерческие банки и профессиональные финансовые компании. Выпущенные облигации активно использовались их владельцами для активных операций на финансовом рынке, а также в качестве залоговых инструментов для привлечения кредитов.

Принимая во внимание наблюдавшуюся в то время тенденцию к росту цен на автомобили в среднем на 15% в месяц, а также наличие дисконта (достигавшего на первоначальном этапе размещения до 40 % стоимости) по облигации, покупка данных ценных бумаг фактически обеспечила их владельцам не только сохранение, но и высокую доходность финансовых вложений.

  

©   При использовании этих материалов ссылка на сайт "Бонистика" www.bonistikaweb.ru обязательна

 


; Цены на деньги России