на главную страницу

 Форум, доска объявлений

 

    Из книги Владимира Козлова. Боны и люди. Денежное обращение Урала 1840-1933 гг. Опыт нестандартного каталога. Екатеринбург. 2000. С.302-310.

  

СИМВОЛЫ, ВСТРЕЧАЮЩИЕСЯ В ДЕНЕЖНЫХ ЗНАКАХ

 

Символ никогда не есть то, что он есть. Он указывает не на себя. Он уводит к другому. Символ обозрим. Видим. Другое — невидимо. В символе видимое представляет невидимое. Замещает его. Символизация — это процедура бесконечного замещения одного другим.

Ф. Гиренок "Патология русского ума"

Белый (цвет) — чаще всего — символ невинности, очищения, истины (облачение Папы Римского, одежда при крещении, традиционное в живописи изображение душ праведников после Страшного Суда, Святой Дух в виде белого голубя). Вместе с тем, является символом, сопутствующим скорби, цвет призраков и привидений, конь Блед, смертельная бледность. Во многих странах — общепринятый цвет траура. Интересно, что в алхимии постоянно сочетается с красным и символизирует горючее. Специалисты по изучению символов связывают соединение белого и красного с античной теорией зачатия (менструальная кровь соединяется с белой спермой). Оба эти цвета традиционно считаются символами творения.

Весы — мифологический символ божественного правосудия, справедливости и правильных отношений. В египетской мифологии загробная судьба человека определялась следующим образом: Анубис взвешивает сердце умершего: на одной чаше весов сердце (душа) судимого человека, на другой — статуэтка или страусовое перо — символ богини Маат. В Библии пророк Даниил расшифровывает Валтасару надпись, появившуюся на стене: "Мене, мене, текел, упарсин". "Мене — исчислил Бог царство твоё и положил конец ему; Текел — ты взвешен на весах и найден очень лёгким; Перес — разделено царство твоё и дано Мидянам и Персам". (Дан. 5.25-28).

В христианской традиции архангел Михаил взвешивает души умерших. Нравственное достоинство умершего человека определяется на весах и в индийской традиции: на одну чашу помещался обвиняемый, на другую — земля. Не является исключением и Гомер:

Но лишь в четвёртый раз до Скамандра ключей прибежали, Зевс распростёр, промыслитель, весы золотые; на них он Бросил два жребия Смерти, в сон погружающей долгий:

Жребий один Ахиллеса, другой — Приамова сына.

Взял посредине и поднял... ("Илиада" песнь 22.208-212)

Гора — символ близости к богу, место божественного откровения — Фудзияма, Олимп, Синай, Фавор, Кармел, Эльбрус, Арарат; символ мечты, цели, преодоления трудностей, возвышения над повседневностью.

Грибы — очень часто выступают в качестве символов счастья; благодаря фаллической форме могут быть символом потенции и плодородия.

Дерево — посредник между верхом и низом, отражение двух миров, корнями уходит в землю, а ветви устремлены в небо. Дерево (как и Полярная звезда) символ оси мира. Плодоносящее и засохшее дерево символизируют соответственно жизнь и смерть. Во всех культурах зелёное дерево воспринимается как символ оживления природы, человека и мира.

Добродетели — символические атрибуты трёх теологических добродетелей (вера, надежда, любовь) и четырёх главных добродетелей (мужество, справедливость, рассудительность, умеренность). В христианском искусстве символика за две тысячи лет разработана в деталях и воспринимается зрителем на уровне подсознания. Чаще других встречаются следующие символические атрибуты добродетелей.

Вера — сердце, крест, книга, свеча.

Надежда — голубь, якорь, корабль, рог изобилия.

Любовь — дети, хлеб, агнец.

Мужество — рыцарь, щит, меч, львиная шкура, столп Самсона, знамя.

Справедливость — весы, угольник, земной шар, книга законов.

Рассудительность — змея, факел, гроб, зеркало.

Умеренность — песочные часы, сообщающиеся сосуды.

Атрибуты других добродетелей: кротость — ягнёнок; смирение — голубь; терпение — вол; выдержка — курица, сидящая на яйцах; целомудрие — единорог и лилия; согласие — оливковая ветвь или пара голубей.

Дом — символ устойчивости и надёжности, символ человека, нашедшего своё место во вселенной.

Жёлтый (цвет) — у алхимиков — символ середины, то есть переход от черноты к красноте, движение по направлению к философскому камню. "Цвет радостный, бодрящий и нежный" (И.В.Гёте). В народной символике связан с завистью и ревностью, в книжной — чаще всего ассоциируется с цветом солнца. Золотисто-жёлтый цвет в иконографии соотносится со зрелой мудростью, бледно-жёлтый — с коварной агрессивностью (например, цвет одежды Иуды). Ревнители испанской инквизиции и португальской германдады заставляли иудеев в Средние века носить жёлтые одежды. Вероятно, здесь же одна из причин требования фашистов, чтобы евреи на одежду нашивали жёлтый могендовид (шестиконечную звезду Давида).

Звезда — символ космического порядка, "света свыше", иногда выступает как символ души умершего. Богородица часто изображалась с нимбом в виде звёздной короны. Светлая звезда — символ Христа. Звезда Вифлеема (чаще всего изображается с 8 лучами) привела 3 магов к яслям, где лежал новорождённый Иисус. Шестиконечная звезда (состоит из двух наложенных друг на друга треугольников) — магическая печать царя Соломона и щит Давида (гексаграмма). Пятиконечная звезда (пентаграмма) — расценивается как благодетельная, если указывает острием вверх, и как знак чёрной магии — если острием вниз.

Зелёный (цвет) — имеет в символическом смысле двойственное значение: равноудалённое от красноты ада и голубизны небес, цвет ожидания и возрождения. В народном представлении — символ надежды (зелёный свет — проезд открыт). В политике зелёный цвет — символ возврата к природному образу жизни. Народное восприятие слова зелёный как незрелый в иконографии не встречается.

Знамёна (флаги, хоругви) — символы чести. Первоначально были приняты на Востоке. Греки и римляне переняли их (древние знаки различия греков и римлян были выполнены из дерева и металла; полотнище на древке, безусловно, более удобно и транспортабельно). У Чингисхана — белое знамя с изображением чёрной луны, у китайцев — жёлтые знамёна, которые впоследствии расшивались драконами с красным солнцем или жемчужинами. В христианской иконографии воскресший Христос часто изображался со Знаменем Победы, так же как и архангел Михаил, победитель Люцифера. Знамёна сопровождают Жанну д'Арк, Георгия Победоносца, различных стилизованных дев-воительниц, встречающихся на бумажных деньгах. Наука, изучающая знамёна и флаги, штандарты и хоругви, называется вексиллологией (от лат. vexilla — флаг).

Корова — символ изобилия, благоденствия, плодородия, питающий силы земли.

Красный — цвет крови и жизни, считается агрессивным, исполненным силы, родственным огню. В христианстве символизирует цвет крови Христа, ревностную любовь к богу (кардинальская мантия, одеяние апостола Иоанна). Одновременно является цветом ада и дьявола (Вавилон в порфире и багрянице). В народной символике — цвет любви и красоты (красная роза), в дорожных знаках — символ опасности и требование остановки. Э. Эппли очень поэтично и точно сказал: "Там, где вспыхивает красный цвет, душа готова к действию, вступают в свои права овладение и страдания, есть влечение, но также стеснение, есть прежде всего эмоциональное отношение".

Крест — один из самых универсальных символов. Подчёркивает идею центра и основных направлений, ведущих от центра. Часто выступает как модель человека с распростёртыми руками. Иногда рассматривается как точка пересечения верха и низа, правого и левого. Моделирует духовный аспект: восхождение духа, устремление к Богу и вечности. Большинство храмов воспроизводят вертикаль креста (уровень предстоящих, возвышение для алтаря, иконостас, роспись в куполе) и горизонталь (пересечение нефов, определяемых линией от входа до алтаря). Крест ассоциируется с осью мира и схематичным вариантом мирового древа. Топоров В.Н., посвятивший исследованию символики креста ряд работ, отмечает, что "источником символа было не только мировое древо, являющееся структурно и хронологически средостением между зооморфными образами и человеком, геометризованным описанием того и другого, но и мотивы перекрещивающихся лучей, схема воловьей упряжки". Самые ранние статуэтки, блюда и другие изделия с мотивом креста относятся к верхнему палеолиту, а в неолитических раскопках встречаются повсеместно. Позже становятся универсальным символом единства жизни и смерти. Крест играет огромную роль в ритуалах, народной медицине, гаданиях, в быту. Чаще всего символизирует плодородие, мужское начало, жизнь и бессмертие. Вместе с тем крест соотнесён с образом мучений и смерти, он сам — инструмент пыток и мук. Основная мифологема, связанная с распространением христианства, подчёркивает: человек умирает, чтобы через крестные мучения и крестную смерть (дубль — голубь с распростёртыми крыльями, в которого воплотился Дух Святой) возродиться к новой вечной жизни. Эта двоякая ориентированность креста объясняет и ещё одну идею: выбор между счастьем и несчастьем, процветанием и упадком, жизнью и смертью (отсюда знак "плюс" в математике, крестовый орнамент в шитье, осевая форма ставней). Очень важна роль креста в обрядах, связанных с кончиной человека. Интересно, что само христианство до VII века мало использовало символику креста (ранние символы — агнец, рыбы, осёл, а не крест). В сонниках крест — символ удачи, счастья, выигрыша. В Китае означает число "десять", а три креста — "тридцать" или "поколение". В Индии, Китае и Скандинавии — символ неба; у вавилонян и финикийцев — два кусочка дерева для получения огня (образ будущей жизни); в Ассирии и Древней Британии — эмблема производительной силы и вечности. Интересны и сложные знаковые системы, в состав которых входит крест (например, крест и шар или крест на шаре — верховная власть, империя; крест и круг — соединение мужского и женского; крест, якорь, сердце — вера, надежда, милосердие). Неслучайна важнейшая роль символа в геральдике. Типы крестов:

анх — крест с петлёй и ушком;

тау-крест — поперечный, в виде буквы Т (виселица, прообраз молота), для древних евреев был символом ожидаемого мессии, у египтян связан с идеей жизни, позднее назван христианами крестом святого Антония, широко использовался в гербах в Средние века;

Андреевский крест — в форме X, на котором по преданию был
казнён апостол Андрей;

  Петровский крест — с перекладиной, установленной внизу (по преданию, апостол был распят вниз головой на перевёрнутом кресте);

  русский крест — с дощечкой, надписью и косой нижней перекладиной — подпоркой под ноги;

     разбойничий или вилообразный крест в виде буквы "ижица";
Имеют название и другие геральдические формы креста: мальтийский крест (широко известный в России со времён Павла
I), клеверообразный (символ святого Патрика), стреловидный (концы оформлены в виде стрел), иерусалимский (с четырьмя маленькими крестами по углам) и другие.

Круг — наиболее распространённый геометрический символ (ср.: змея или дракон, проглатывающие собственный хвост); фигура, образуемая правильной кривой линией, без начала и конца. Форма, скорее всего, задаётся внешним видом солнца и луны. Аллегория круговорота времён. Цикличность времени и пространства как бы соединяются в суточном и годовом кружении солнца (мегалитические сооружения типа Стоунхеджа, круглые астрономические календари древности, солнечная колесница Аполлона, образ солнечного глаза в виде круга). Вероятно, играет роль и перенесение мифологического пространства в социальную среду. Архаические поселения, как правило, имели форму круга. Слово община происходит из праславянского *Овьй? — "круглое" (в русском языке — округ, область; немецкое "Kreis" — "уезд", Bezirk — "округ" и т. д.). С кругом связаны такие понятия как вечность и абсолют. Небо представляется круглым куполом, поэтому круг соответствует небесному и духовному. Круг неизменен, но если его снабдить спицами, он превращается в символ колеса и динамики. Круг с отмеченным центром в астрономии — знак солнца, а в алхимии — знак золота. В магии выполняет функцию оберега от злых духов. Символическим контрастом круга является квадрат. Круг соответствует Богу и небу, а квадрат обозначает земной мир и его материальность. Отсюда знаменитая задача квадратуры круга, т. е. превращение квадрата в равный по площади круг (что чисто геометрическими методами невозможно). Иносказательно, это попытка человека возвыситься до сущности божества. Оставляем в стороне достаточно широко распространённую связь круга и других круглых форм с женским началом.

Интересны сочетания круга с другими символами: круг и крест — центр и четыре направления вселенной; круг, разделённый надвое — день и ночь, лето и зима; два соединённых круга — союз неба и земли, эмблема близнецов и т. д.

Лавр — первоначально — спутник Аполлона, символ мира, следующего за победой над врагом. Послание о победе обвивалось лавром. В руках у богини победы Нике — лавровый венок, который возлагают на голову победителя. В христианской традиции лавровые листья — символ вечной жизни.

Меч — относительно поздний по происхождению символ. Обозначает жизненную силу, власть. В сонниках сохранилось фаллическое толкование: если женщине снится меч, это означает счастье или рождение сына. В живописи традиционны изображения с мечом Юдифи, царя Давида и архангела Михаила. В христианстве меч приобретает дополнительное значение как символ непобедимой небесной истины и как символ мученической смерти (апостолы Павел, Иаков, святой Фома). Два меча символизируют духовное и светское господство. Меч между лежащими в постели мужчиной и женщиной символизирует целомудрие.

Молот — символ крепости и активности, орудие труда кузнеца (кузнец в мифах всегда окружён ореолом загадочности и страха; может быть, потому, что он мог превращать железо в сталь). Гефест у греков и Тор у северных германцев в качестве оружия используют молот. Прозвище Великого Карла — правителя франков — "Мартелл", что значит — молот. Удар молота символизирует и заключение семейного союза (у германцев) и необратимость решения (сохранилось на аукционе). В суде — это призыв к сохранению молчания. В горнорудной символике и геральдике (не всегда молот — иногда кирка и камнелом). На географических картах обозначают открытие (в прямой форме) и закрытие (в перевёрнутой) разработки.

Огонь — один из важнейших первоэлементов в античной философии, единственный, который человек может воспроизвести сам. Чаще всего — символ домашнего очага, уничтожение злых духов, защита от опасности, очищения, возрождения (феникс). Вместе с тем — олицетворение адского пламени, тревоги и несчастья, связанных с пожарами, извержением вулканов и пр. Огонь — важнейший атрибут многих обрядов: от обычая зажигать свечи на праздничном столе до факельных шествий. Он сопровождает человека на протяжении всей жизни: от венчания при свечах до причащения. Один из самых пластичных поэтических символов.

Орёл — символ небесной силы, огня и бессмертия. Наряду со львом, один из наиболее частых; встречается повсеместно. Основные мотивы: борьба со змеёй, помощь герою, передача людям огня или пресной воды, похищение и спасение ребёнка, возвращение молодости после купания. В Библии олицетворяет божественную любовь, силу и мощь, юность и бодрость. Двуглавый орёл — вероятно, первоначально — отражение характерной симметричной структуры многих архаических мотивов, связанных с орлом. Постепенно становится популярным в искусстве и геральдике. Встречается в гербах Шумера и Византии, Баварии, Силезии и Австрии, Польши, Германии и России. С 1433 года по 1806 год был гербом Священной Римской Империи. Известен даже трёхглавый орёл, который имел головы на крыльях. Орёл — символ евангелиста Иоанна, один из четырёх апокалиптических зверей. В эмблематике выступает как атрибут правосудия, зоркости, гордыни. В Средние века противоборство орла со змеёй приобретает значение борьбы Христа с Сатаной. В психологической символике орёл воспринимается как могущественное крылатое существо в небесной голубизне духа.

Плуг — один из самых мирных символов. Связан с вспахиванием, оплодотворением матери-земли.

Плющ — многозначный символ. Наиболее часто встречающиеся мотивы:

  верная любовь и дружба, бессмертие и радость жизни;

  придаёт, якобы, человеку способность пить и не пьянеть;

  аллегория жизни души после смерти тела.

Политические символы — как правило, простые по структуре образные знаки. Безусловно, воздействуют на подсознание, хотя уровень воздействия психологами изучен недостаточно. Предполагается, что знаки с горизонтально--вертикальной структурой (например, крест) создают впечатление статичности, консерватизма, надёжности. Знаки с акцентами на диагоналях (например, свастика, стрелы фаланги, серп) — впечатление мобильности, наступательного духа.

Рука — очень многозначный символ. В семитских культурах рука — символ власти, и соответственно является выражением могущества; возложение рук — перенесение благодати на посвящаемого — дружественное принятие; воздетые или скрещенные руки изображают мольбу; сложенные пальцы — клятву или благословение. Воздетая открытая рука — христианский жест благословения, воздетая правая рука с тремя поднятыми пальцами — призыв бога в свидетели при принятии присяги или клятвы. Смысловая нагрузка, связанная с рукой, прозрачна и легко понимается людьми разных национальностей. В средневековой геральдике руки означают силу, верность, удачу, безвинность и согласие. Рука с растопыренными выпрямленными пальцами означает несогласие; рука, сжатая в кулак — силу и единство. Рука в руке свидетельствует о верности и единении. В масонской символике руки в жесте рукопожатия (изображение жеста многократно встречается в бонах различных кооперативов) означают братство.

Серп — культовый символ, связанный с серпом луны, неотъемлемый атрибут Приапа, бога плодородия, а также Кроноса, который оскопил серпом своего отца. Агрессивность символа воспринимается двояко: с одной стороны символизирует смерть (так же, как и коса), с другой — защиту и покровительство.

Ступени — символ подъёма, приближения к небу. Аллегория мечты о попытке подняться над повседневностью и стать ближе к божеству. Вероятно, часть ещё более древней архетипической установки, связанной с лестницей (ступени добродетели: умеренность, справедливость, доброжелательность к людям, самопознание, самообладание, самооблагораживание; семь ступеней свободных искусств и наук Средневековья).

Терновник — символика определяется знаменитым эпизодом из Библии. Неопалимая купина — куст терновника, не снедаемый огнём, в котором Бог Яхве явился Моисею и призвал вывести израильский народ из Египта в Землю обетованную. Духовное — не сгорает. Христианская традиция видит в неопалимой купине прообраз Богоматери. Вместе с тем, шипы терновника являются символом страданий Христа в терновом венце.

Узлы — символ объединения, удержания и, вместе с тем, развязывания, освобождения. Разрезание узла — символ прямого пути к цели. Наиболее известный пример — узел, разрубленный Александром Македонским, связывавший многократно переплетёнными ремнями дышло с ярмом в боевой колеснице царя Гордия. По преданию, это обещало мировое господство.

По народным представлениям, за узлами закрепились свойства любовных чар, хотя и не такие крепкие, как, скажем, свойства кольца, но, тем не менее, действенные. Если соединить концы верёвки с большим количеством узлов, можно нагадать долгую жизнь. Ещё Плиний свидетельствовал, что отец будущего ребёнка сначала обвязывал жену поясом, потом развязывал, способствуя лёгким родам. Увеличение узлов на одежде должно было защищать от напастей, предохранять от несчастных случаев. Это настолько прочно зафиксировалось в сознании, что постепенно перешло на архитектуру, ювелирные украшения и даже на изделия кузнецов.

В европейских орнаментах более позднего времени символика связана с идеей божественных узлов судьбы, узлов жизни. Завязанный тремя узлами монашеский набедренный пояс символизировал бедность, целомудрие и послушание. Узлы с разным количеством петель — один из наиболее частых элементов орнамента в прикладном искусстве. Они постоянно присутствуют и на денежных знаках: в картушах и виньетках, рамках и медальонах.

Ураборос — змея, кусающая себя за хвост, образ вечного возвращения, круговорота времен, гибели мира и нового сотворения, умирания и нового рождения.

Факел — широко распространён как атрибут мистерий. Традиции дожили до наших дней: факельные шествия фашистов и куклуксклановцев. Потухший факел является символом смерти, горящий — зовёт к пробуждению, бдительности, постижению знаний, истины. Выступает в качестве эмблемы памяти (Вечный огонь) или как символ преемственности целей, мыслей, духа, символизирует огонь, зажжённый от сакрального источника и передающийся эстафетой (олимпийский огонь).

Фасции — перевязанные кожаными ремнями связки прутьев, розги. В Древнем Риме — символ власти административных служащих. Шесть ликторов (членов свиты или телохранителей) сопровождали претора, двенадцать — консула, расчищая путь среди толпы. В связку розог как символ исполнительной власти вставлялся топор палача. От фасций получил своё название фашизм. Связка прутьев или розог у фашистов символизировала сконцентрированную власть корпоративного общественного строя, а топор — абсолютный авторитет.

Фиолетовый — цвет фиалок, смесь голубого и красного цветов. Традиционно символизирует духовное начало; как правило, связывается с идеей покаяния, с искуплением и самоуглублением. Иногда олицетворяет единство мудрости и любви.

Цветы — символы молодой жизни, жизнерадостности, окончания зимы, преодоления смерти, жизненной силы. Окраска цветов: белые — невинность, чистота, но также и смерть; синие — тайна, искренняя преданность; жёлтый — солнце, тепло, золото. "Дни человека — как трава; как цвет полевой, так он цветёт. Пройдёт над ним ветер, и нет его, и место его уже не узнает его" (Псалом 102; 15-16).

Цепь — чаще всего — символ рабства и плена; разорванные цепи соответственно символизируют преодоление рабства. Реже — (золотая цепь) символизирует единство земли и неба. В масонской символике "братская цепь" — протягивание руки в круге. В геральдике — символ устойчивого единства.

Чёрный — в Европе символ печали и мрака; в политике — символ консерватизма и верности традициям.

Яйцо — персонифицированная творческая сила, многозначный символ. Например, в "Калевале":

Из яйца, из нижней части

Вышла мать-земля сырая.

Из яйца, из верхней части

Встал высокий свод небесный.

Соотносится с важной ролью яиц в ритуалах плодородия. Пасхальное яйцо — символ весны, аналогия воскресения из мёртвых. Белый цвет скорлупы часто символизирует чистоту и совершенство.

Якорь — образ доверия и веры, обещания надёжности и опоры. Из-за крестообразной формы стал скрытым символом спасения. В геральдике обозначает города-порты.

©   При использовании этих материалов ссылка на сайт "Бонистика" www.bonistikaweb.ru обязательна

 


; Цены на деньги России