на главную страницу

 Форум, доска объявлений

 

    Хобби №9(95) сентябрь 1995 . С.1-2.

Я вам вручаю свой портрет.

Пяткин Е.

Для защиты бумажных денег от возможных подделок и улучшения их эстетической выразительности на них печатаются достаточно сложные графические композиции из рисунков и орнаментов. При выборе сюжетов для этих рисунков отдается предпочтение изображениям различных памятников, аллегорических фигур, портретам знаменитых людей. Не касаясь всего многообразия рисунков, обратим внимание на портретные изображения, использовавшиеся при художественном оформлении денежных документов России.

Так, на Государственных кредитных билетах царской России выпуска 1866-1886 годов достоинством в 10 рублей имелся портрет "Государя, царя и великого князя всей Руси, самодержца Михаила Федоровича", на кредитных билетах 1898 и 1910 годов достоинством в 100 рублей - портрет Екатерины II "императрицы и самодержицы Российской", а на билетах выпуска 1898 и 1912 годов достоинством в 500 рублей - портрет Петра Великого. Нашли свое место на российских деньгах портреты Николая I и Александра III.

На денежных знаках достоинством в 100 и 250 рублей, выпущенных в 1919 году Ростовской-на-Дону конторой Государственного Банка изображены, соответственно, "Донской казак Ермак Тимофеевич" и "Донской войсковой атаман Матвей Иванович Платов". Портрет В.И.Ленина печатался на билетах Государственного Банка СССР с 1937 до 1992 года.

Рассматривая эти и другие купюры, можно заметить, что на денежных знаках России печатались портреты уже умерших государственных деятелей. Мало того, из исторических свидетельств известно, что правители России были категорически против помещения своих портретов на денежных документах. Дело доходило до того, что наиболее верноподданным художникам приходилось прибегать к разного рода уловкам, чтобы увековечить на деньгах хотя бы имя своего правителя. Так, Краевой Исполнительный Комитет Советов Северного Кавказа выпустил в 1918 году денежные знаки достоинством в 250 и 500 рублей, где фамилия Ленина была зашифрована связкой букв в лозунге "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!" и изменением плотности штриховки фона изображения дензнака.

Как правило, человек, портрет которого размещался на денежных документах, должен был иметь серьезные и общепризнанные заслуги перед отечеством. Во всяком случае, для этого было недостаточно собственного желания, занимаемого общественного положения и наличия у этого человека какой-либо существенной собственности.

До последнего времени как курьез воспринимался единственный в денежном обращении России случай выпуска в Николаевске-на-Амуре денежных знаков с портретом владельца магазина. Выпущенные денежные знаки (талоны) предназначались для расчетов в магазине, принадлежавшем Петру Симада. В 1919 году было организовано два выпуска таких талонов достоинством в 50 копеек, 1, 3, 5 и 10 рублей. Оба выпуска были идентичны и выполнены на достаточно высоком для тех условий полиграфическом уровне, но в первом выпуске имелась опечатка (в отчестве хозяина магазина) - было напечатано "Петр Николаевич" (рис. 1). Выпуск талонов объяснялся отсутствием в городе государственных денег, а так как выпущенные талоны имели реальное обеспечение товарами магазина, то они ходили как полноценные деньги не только в магазинах Петра Симада. К настоящему времени оригиналы этих талонов практически не сохранились и известны только коллекционерам.

И вот, спустя 76 лет, в России вновь появилась фирменная бумага с портретом здравствующего эмитента. Теперь портретная галерея таких президентов, как Вашингтон, Джефферсон, Линкольн, Гамильтон, Джексон, Грант и Франклин, что на долларах США, пополнилась портретом президента Мавроди, что на билетах АО "МММ" (рис. на стр. 1).

Акционерное общество открытого типа "МММ" в 1994 и 1995 годах осуществило несколько выпусков своих бумаг, названных "билетами". Выпущены бумаги достоинством в 1 "билет", 20,50, 100, 500, 1000 и 10000 "билетов". На "билетах" помещен портрет С.Мавроди, монограмма "СМММ", семизначный номер с двухбуквенной серией и обозначен номинал "в билетах".

Вообще говоря, появление разного рода финансовых суррогатов характерно для смутных времен. Достаточно вспомнить время послереволюционной разрухи, когда выпуском своих "денег" занимались не только государственные и общественные финансовые учереждения, но и разные частновладельческие производственные и торговые фирмы, кооперативы, театры, казино, рестораны, ипподромы, церкви, редакции газет, тюрьмы и т.д. Выпускавшиеся денежные бумаги имели самые различные наименования: "банкноты", "боны", "заметки", "карточки", "квитанции", "купоны", "билеты".

Ранее, в случае выпуска любых денежных бумаг, на них печатались сведения, позволяющие их держателям получить представление об эмитенте, о правовом обосновании эмиссии, о гарантиях их обеспечения, об обязательствах эмитента перед владельцами бумаг и о правах этих владельцев. Например, для обоснования законности выпуска денежных знаков Оренбургского отделения Государственного Банка указывалось, что они "Выпущены по постановлению Войскового Правительства Оренбургского казачьего войска, Оренбургского Губернского земства и Оренбургского Комиссара Временного Правительства". В свою очередь, Акционерное Общество "Любимов, Сольве и К°" ограничивалось заявлением о том, что "купоны выпущены Березняковским содовым заводом вследствии недостатка Государственных денежных знаков и будут обмениваться на таковые Кассою завода".

Особое внимание в текстах денежных документов уделялось вопросам их обеспечения. Доказательством гарантии обеспечения Кредитных билетов Семиреченской областной конторы Государственного Банка служила запись о том, что "билеты обеспечиваются опиумом, хранящимся в Государственном Банке и всем достоянием области Семиречья" (рис. 2), а Главное Управление Верх-Исетских заводов на своих чеках объясняло, что "полное обеспечение означенного чека имеется в Екатеринбургском Отделении Азовско-Донского Коммерческого Банка, на особом для этой цели текущем счету Заводоуправления и оплата его гарантирована названным банком".

В случае необходимости на денежных знаках достаточно четко оговаривалось место их обращения и круг пользователей. Так, на расчетных квитанциях Лагерей Особого Назначения ОГПУ, наряду с другими исходными данными указывалось, что эти квитанции "принимаются в платежи от заключенных исключительно в учреждениях и предприятиях лагерей..." (рис. 3).

Как правило, эти финансовые бумаги имели печати организаций-эмитентов и заверялись подписями их руководства.

Возвращаясь к современным дням, осчастливленным появлением "билетов" АО "МММ", необходимо отметить полное отсутствие какого-либо текста на самих "билетах" и отсутствие официальных документов, устанавливающих статус "билета". Во всяком случае, с такими документами нам не удалось ознакомиться ни в одном из тех пунктов реализации "билетов", включая "Главный офис" на Варшавском шоссе, куда мы обращались с вопросами о "билетах" АО "МММ". Сам С.Мавроди в своих "Ответах на вопросы вкладчиков", расклеенных во всех пунктах продажи "билетов", объясняет, что "МММ" "осуществляет свою деятельность в форме добровольных пожертвований" (ответ №8), а "добровольные пожертвования... не предполагают наличия каких-либо лицензий, как и иных разрешительных документов, и вообще, не регламентируются государством ни в какой форме" (ответ №7) и, наконец, "билеты "МММ" не являются ценными бумагами" (ответ №10).

Исключение "билетов" АО "МММ" из разряда ценных бумаг, отсутствие "соответствующих лицензий" и оформление их покупки как "добровольное пожертвование", превращает билеты АО "МММ" в памятный сувенир о деньгах, переданных г-ну Мавроди. Все это, с учетом неподсудности и неподконтрольности депутата Государственной думы России г-на Мавроди делает "партнеров АО "МММ" в некотором отношении даже более бесправными, чем были заключенные лагерей ОГПУ.

Евгений ПЯТКИН.

 

  

 

 

 

©   При использовании этих материалов ссылка на сайт "Бонистика" www.bonistikaweb.ru обязательна

 


; Цены на деньги России