на главную страницу

 Форум, доска объявлений

 

    Филателия СССР. 1970 №6, С.41-42.

ЗНАЧКИ И БОНЫ КОЛОМЕНСКИХ ТЕПЛОВОЗОСТРОИТЕЛЕЙ

          

Если у Л. Н. Голузина спросить, какому виду коллекционирования он отдает предпочтение, ответ последует: «Значкам и бонам». Но не спешите думать, что человек распыляется. Объять необъятное невозможно. В своей коллекции собиратель ограничил материалами, связанными с историей родного Коломенского тепловозостроительного завода имени Куйбышева. Сюда пришел он по семейной традиции ведь здесь трудились и дед и отец. На зато он  вырос от подростка-чернорабочего до руководителя лаборатории  полимеров. Свою  коллекцию он особенно любит  показывать новичкам. В ней имеются именные нагрудные знаки заводских ветеранов. Экспонировалась она и в краеведческом музее Коломны.

Л. ГОЛУЗИН

Наш Коломенский тепловозостроительный завод имени Куйбышева — одно из старейших промышленных предприятий страны. К сожалению, мы пока еще не имеем своего фирменного знака, который отразил бы лицо завода. Правда, всем жителям нашего города, а возможно, и другим фалеристам известен значок, выпушенный в 1963 году по случаю столетия завода. Сейчас намечается выпуск значка к знаменательному для нас юбилею — столетию локомотивостроения в Коломне.

Первый паровоз на Коломенском заводе, тогда машиностроительном, был построен в 1869 году. С тех пор спроектировано и выпущено много типов грузовых и пассажирских паровозов, электровозов, тепловозов и других локомотивов Многие из них отмечены наградами на различных выставках. Некоторые оставили память о себе в юбилейных знаках.

Первым из таких знаков нужно, по-видимому, считать выпущенный в 1879 году в честь постройки пятисотого паровоза. В моей коллекции этот знак отсутствует. Экземпляр его находится в экспозиции Государственного Эрмитажа в Ленинграде.

Знак имеет овальную форму, изготовлен из серебра На зелено-голубом эмалевом фоне изображен первый тип паровоза, построенного на Коломенском заводе На знаке дата «1879» и надпись: «Да здравствует русская инженерная мысль! — общество Коломенского машиностроительного завода».

В 1887 году, когда был построен тысячный паровоз, выпустили новый юбилейный знак, тоже из серебра Он представлял собой круглый диск диаметром 30 мм и толщиной 3 мм, посредине которого — изображение паровоза типа 0-3-0, окруженное накладным венком из лавровых дубовых листьев, перевитым внизу лентой. Вверху дата «1887», под ней синей эмалью начерчено: «1000». Эта же цифра повторена на котле паровоза. На обороте знака, в центре — фамилия и инициалы владельца и идущая по кругу надпись: «Общество Коломенского машиностроительного завода».

В 1916 году завод выполнял военный заказ на поставку партии узкоколейных паровозов, один из которых запечатлен на очередном юбилейном знаке. На лицевой стороне — его выпуклое изображение, над трубой шлейф дыма. От цифры «5000» спускаются лавровые ветки. Под паровозом надпись «Коломна», а внизу овала синими эмалевыми буквами написаны фамилия и инициалы владельца знака На оборотной стороне знака помещен накладной императорский вензель с короной, окруженный двумя лавровыми ветвями, перевитыми бантом. Между венком и ветвями юбилейная дата — «1916».

Кроме знаков, отмечающих выпуск юбилейных паровозов, известен еще один, который выдавался кадровым работникам, прослужившим более 25 лет.

Этот знак имеет форму восьмиконечной звезды с фигурными лучами четыре из них покрыты красной эмалью, четыре других — голубой. На лучах и между ними украшения из серебряных трилистников. С обеих сторон на звезду наложено два серебряных кольца с белыми эмалевыми поясками по краям. На лицевом кольце написано. «Общество Коломенского машиностроительного завода» и двойная дата — годы поступления и вручения знака. На обратной стороне указаны фамилия, имя и отчество владельца и накладная серебряная цифра «ХХУ». Внутри лицевого кольца на красной эмали изображение паровоза типа 0-4-0. По обеим сторонам верх него луча звезды знака выступают два серебряных молоточка — эмблема техники.

Кажется, много ли можно узнать от старых, порой истертых полуразорванных бон, потерявших всякую практическую ценность'?

Однако эти свидетели прошлого могут поведать нам о тяжелой и трудной жизни русского пролетариата, боровшегося за свои права против хозяев-эксплуататоров Наглядным примерой может служить история бон из моей коллекции.

Это боны, выпускавшиеся обществом потребителей при Коломенском машиностроительном заводе. Общество было организовано в 1878 году по инициативе хозяев завода братьев Струве. Под видом заботы о снабжении рабочих и служащих продуктами питания был открыт магазин и столовая. А так как до очередной получки денег у рабочих не хватало, хозяева предоставляли «широкий» кредит, ловко сбывая все залежалые и низкосортные товары. Для ведения учета отпуска товара в кредит правление общества потребителей выпустило бумажные боны.

Впервые они были выпущены в 1814 году номиналом от двух копеек до одного рубля. В 1915 и 1916 годах выпускались боны номиналом от 1/2 копейки до 5 рублей. Формат купюр был одинаков, различались они между собой, кроме номинала, по цвету, а также по способу брошюровки. Известны экземпляры, имеющие перфорированными все четыре стороны и ровные линии обреза по краю. По-видимому, для удобства пользования часть из них была сброшюрована в специальные заборные книжки — блокноты, из которых они отрывались по линии перфорации при расчете за покупку.

Такие «частные деньги» имели хождение исключительно в магазинах общества, о чем гласила соответствующая на них надпись. Это делалось для того, чтобы вся прибыль поступала в кассу хозяев предприятия. Рабочие, расплачиваясь этими бонами, становились должниками, а при получении заработной платы долг с них удерживали уже звонкой монетой.

Такое экономическое закабаление давало солидные барыши. Так, при организации общества в 1878 году его капитал составлял 20 120 рублей, то через 25 лет он уже вырос 144 769 рублей.

Великий Октябрь положил конец эксплуатации трудящихся. Коломенский завод, в числе других крупных предприятий России, по ленинскому декрету от 18 июля 1918 года был национализирован. Старое общество потребителей распущено.

Однако на этом история выпуска частных денег на Коломенском заводе не кончилась.

В период гражданской войны, разрухи и голода, когда не хватало продуктов, одежды и обуви, администрация завода организовала при нем общество потребителей, благодаря которому рабочие и служащие могли покупать по твердым ценам предметы первой необходимости. Они избавлялись тем самым от спекулятивных рыночных цен.

Для учета и контроля отпуска товаров в магазинах общества потребовалось выпустить специальные частные боны. Из-за недостатка бумаги они печатались в виде теперешних трамвайных билетов. На них значился порядковый номер и указывался номинал. Например, известно, что в 1923 году боны выпускались номиналом от 10 до 50 копеек.

Сейчас в заводском музее можно увидеть образцы таких «денег».

Л. ГОЛУЗИН

 

©   При использовании этих материалов ссылка на сайт "Бонистика" www.bonistikaweb.ru обязательна

 


; Цены на деньги России